Страха же вашего не убоимся, яко с нами Бог - стр. 4
Итак, не сам дьявол делается человеком, подобно вочеловечению Господа, – да не будет! но рождается человек от блуд одеяния и принимает на себя все действие сатаны. Ибо Бог, зная наперед развращенность будущего произволения его, попускает дьяволу вселиться в него.
Итак, он рождается, как мы сказали, от блудодеяния, тайно воспитывается, внезапно восстает, возмущается и делается царем. В начале своего царствования, или вернее-тирании, он прикрывается личиною святости; когда же сделается победоносным, то начнет гнать церковь Божию и выкажет всю свою злобу. Придет же он в знамениях и чудесах ложных, вымышленных, а не истинных, и тех, которые имеют слабый и нетвердый ум, обольстит и отвратит от Бога живого так, «чтобы прельстити, аще возможно и избранныя» (Мф. 24, 24).>4
Преподобный Антоний Великий († 358 г.)
Прп. Антоний Великий
Придет время, возлюбленные дети мои, когда монахи оставят пустыни и потекут вместо них в богатые города, где вместо этих пустынных пещер и тесных келий воздвигнут гордые здания, могущие спорить с палатами царей, вместо нищеты возрастет любовь к собиранию богатств, смирение заменится гордостию, многие будут гордиться знанием, но голым, чуждым добрых дел, соответствующих знанию; любовь охладеет; вместо воздержания умножится чревоугодие, и очень многие из них будут заботиться о роскошных яствах, не меньше самих мирян, от которых монахи ничем другим отличаться не будут, как одеянием и наглавником; и, несмотря на то, что будут жить среди мира, будут называть себя уединенниками. При том они будут величаться, говоря: я Павлов, я Аполлосов, как бы вся сила их монашества состояла в достоинстве их предшественников. Они будут величаться отцами своими, как иудеи – отцом своим Авраамом. Но будут в то время и такие, которые окажутся гораздо лучше и совершеннее нас; ибо блаженнее тот, кто мог преступить, и не преступил, – и зло сотворить и не сотворил, нежели тот, кто влеком был к добру массою стремящихся к тому ревнителей.>5
Вы видите первый мир, который Бог истребил за блудодеяния и насилие, какие были среди людей того времени; подобным образом Содом и Гоморру Бог некогда истребил за блуд одеяние и немилосердие. Так и конец этого мира будет при этих трех вещах: если насилие умножатся среди людей и если блуд умножится среди монахов, – вот конец мира. Если вы увидите старых монахов, которые покидают пустыни и монастыри и изобретают предлоги к тому, чтобы ходить в города и селения, подражая образу жизни анахоретов, которые пребывают в домах мирян с женщинами, а молодых монахов увидите пребывающими в обителях дев, так как их кельи примыкают к ним, а окна их доступны, и также мужей пустыни увидите любящими есть и пить более, чем трудиться в воздержании и утеснении, если вы увидите монахов торгующими, покупающими, продающими по подобию мирян, – вот конец мира. Не будет покоя для мира, но только скорбь и бедствие до скончания века сего. Настанет некогда время, – человеки будут безумствовать. Увидев неподверженного общей болезни, восстанут на него говоря: «Ты по преимуществу находишься в недуге, потому что не подобен нам».