Размер шрифта
-
+

Сто великих гор и вершин мира - стр. 2

Много тайн, но всё же главной представляется вот что. Почему все горные тайны удивительно похожи на тайны людей? Люди и горы одинаково хранят их внутри, в своей душе. И среди этих тайн есть не только полезные ископаемые и сокровища, но и чудовища и пропасти. Люди и горы одинаково гневаются и сотрясают землю, извергая лаву и проклятия на своих врагов или просто на Божий свет. Может, горы когда-то были людьми? (Есть такие легенды.) Или они только станут ими? Потому миллионы лет и готовятся к этому перерождению. (Таких легенд точно нет.) Постигнув эту тайну, мы лучше узнаем себя. А узнав, начнем понимать, почему горы так заинтересованы в нас и так равнодушны к нам. Быть может, мы получим ответы на вопросы, почему они защищают и наказывают нас, почему так покорны и непокорны, почему так прекрасны и так ужасны. Но это всё впереди…

* * *

Выражаю горячую признательность за огромную помощь писателю Виктору Ерёмину, моей жене Наиле, дочери Анне и редакторам издательства «Вече» Сергею Дмитриеву и Николаю Смирнову.

Россия

Скала Прометея – Большой Утриш и другие (Россия)

Пролог

Пустынные скалы на берегу моря. Гефест, Власть и Сила вводят закованного в цепи Прометея.

Власть

Ну, вот мы и на месте, у конца земли,
В безлюдном скифском, дальнем и глухом краю.
Пора, Гефест, исполнить, что наказано
Тебе отцом, и святотатца этого
К скалистым здешним кручам крепко-накрепко
Железными цепями приковать навек.
Твою ведь гордость, силу всех ремесл – огонь
Похитил он для смертных. За вину свою
Пускай теперь с богами рассчитается,
Чтоб наконец признал главенство Зевсово
И чтоб зарекся дерзостно людей любить.

Эсхил. «Прометей прикованный»


Так начинается трагедия Эсхила о «самом благородном святом и мученике в философском календаре» (К. Маркс). Обстоятельнее о месте, где приковали Прометея, говорит Н.А. Кун: «Пустынная, дикая местность на самом краю земли в стране скифов. Суровые скалы уходят за облака своими остроконечными вершинами. Кругом – никакой растительности, не видно ни единой травки, все голо и мрачно. Всюду высятся темные громады камней, оторвавшихся от скал. Море шумит и грохочет, ударяясь своими валами о подножие скал, и высоко взлетают соленые брызги. Морской пеной покрыты прибрежные камни. Далеко за скалами виднеются снежные вершины Кавказских гор, подернутые легкой дымкой… Все сделано так, как повелел Зевс. Прикован титан, а грудь его пронзило стальное острие».

А где же находится эта скала? Источники чаще называют Северное Причерноморье – Великую Скифию либо Восточное Причерноморье – Колхиду. Есть версия, что Скифия была за Уралом. Мифограф Геродор Гераклейский (V в. до н. э.) сообщает, что Прометей в XVI в. до н. э. был царём скифов «и потому что он был не в состоянии обеспечить своих подданных самым необходимым из-за реки, называемой Аэтос, которая затопила равнину, он был закован в цепи скифами. И Геракл появился и повернул в сторону реку в море – и из-за этого было сказано, что Геракл убил Орла и освободил Прометея от цепей» (Б. Маслов). Уральские краеведы уточняют, что река Аэт находилась в царстве Прометея, которое «простиралось по обе стороны Урала от реки Печоры до Оби (Истр) и от реки Чусовая до Северного моря…» (http://www.fullistoria.ru/fuists-965—2.html). При этом историки ссылаются на то, что в те времена Кавказом греки называли Рифейские (Уральские) горы.

Страница 2