Стихотворения. Поэмы - стр. 10
Оживают самые простые, каждодневные явления природы:
Приобретают самостоятельность – тоска, гнев, грусть:
Или:
Последние две строки кажутся прямой реминисценцией из титанического мира «Слова о полку Игореве».
Это природа, явления живой и «мертвой» природы, берутся в объектив, а иногда не человек глядит на нее, а сама природа смотрит на человека:
Яркое дробящееся отражение вечернего солнца в стеклах окна превращается в целую картину поступков зари:
Природа и человек меняются местами. Он пишет стихи для росы, дождя.
Изобразить, следовательно, надо для росы – роса наблюдает, смотрит, нуждается в стихах. И то же ландыши:
Это непривычно, а потому и непонятно сразу. Творческое начало исходит от жизни: поэзия – лишь эхо жизни. Все в окружающем мире живо. Стихов ждет вся окружающая природа:
Природные явления наделены чувствами:
Весь вещный, предметный мир – живой:
И этот вещный мир обладает характером, движется.
В поэзии Пастернака берут инициативу сами объекты описания. Именно они сами входят в поэзию, а не поэт их привлекает. Действительность становится поэзией, литературой, оформляется в литературные жанры, в литературную форму.