Стерлитамакская трагедия - стр. 4
* * *
За четыре десятка лет, которые прошли со дня Стерлитамакской трагедии до дней моего детства, облик «Старого города» Стерлитамака изменился незначительно, он оставался административным центром города. Да, были уничтожены Казанский храм, Тихвинская церковь, мечеть, застроена Ярмарочная площадь, исчезли обе пристани. Сезонный деревянный мост через Ашкадар заменили стационарным «висячим» мостом. На севере города возникла гигантская промзона, а его население увеличилось более чем в десять раз, в основном за счёт переселенцев. Но старый Стерлитамак не исчез безследно.
Мне довелось ходить по тем же улицам и дорожкам, заходить в те же дома, где бывал мой прадед, разговаривать с людьми, которые его знали и помнили, общаться с потомками стерлитамаковцев, совершивших подвиг самопожертвования в далёком 1918 году.
Работая над книгой, изучая семейный архив и рассматривая старые фотографии, мысленным взором я видел старый Стерлитамак, в котором жили, трудились и геройски погибли мой прадед и его соратники. Какими они были? За что боролись? В чём был источник их несгибаемого мужества и силы духа? Об этом я попытался рассказать в этой книге, которую посвящаю всем стерлитамаковцам, любящим свой город.
Фотография: А. А. Ивлев, столяр-краснодеревщик, отец троих детей, в 1917–1918 годах – член Стерлитамакского ревкома, член уездного Совнаркома, народный комиссар социального обеспечения.
Канун революции
Семья Ивлевых в начале прошлого века обосновалась в уездном, быстро развивавшемся и богатевшем русско-татарском, торгово-промышленном городе Стерлитамаке Уфимской губернии. Численность населения города в 1917 году составляла около 18 тысяч человек (больше, чем, например, в старинном Ростове Великом), и Стерлитамак был всем чем угодно, но только не «захолустьем».
В Москве и Петербурге аристократы и имперская бюрократия с прочими богатыми бездельниками и паразитами упорно продолжали жить по давно устаревшим меркам и укладам. Вместо того, чтобы заниматься модернизацией страны, развитием науки и промышленности, освоением новых территорий, они паразитировали на простых людях, транжирили народные деньги: проматывали их в казино, на европейских курортах, устраивали пышные балы, содержали «балерин» и актрисулек. Вместо современной подготовки и перевооружения армии, проводились безконечные парады и смотры. Вместо введения научно обоснованных систем земледелия и кооперации, огромные поместья передавались в аренду голодающим малоземельным и безземельным крестьянам, на грабительских условиях. Всё это добром закончиться не могло.