Размер шрифта
-
+

Стерлитамакская быль - стр. 8

Шиханы скрывают многочисленные тайны древней истории Башкирии и признаны символом идентичности башкирского этноса. Первые строки главного произведения эпоса башкирского народа «Урал Батыр» описывают сердце Башкирии, где зародился башкирский этнос – Стерлитамакские шиханы.

Именно здесь, примерно 600 лет назад, начала формироваться башкирская полития, прообраз современного Башкортостана. События августа 2020 года, когда на шихане Куш Тау народ, собравшийся со всей Башкирии, отразил наглую атаку могущественных сил уничтожения и самоуничтожения, доказали, что значение Стерлитамакских шиханов для народа Башкирии возрастает.

Многочисленные археологические находки доказывают, что на территории современного города Стерлитамака и его окрестностей уже в доисторический период процветало мощное поселение, которое получило название "Стерлитамакская культура". Почти все её главные следы и артефакты были уничтожены или разворованы при строительстве промзоны Стерлитамака, без надлежащего изучения, как того требовали законы. На вскрытые захоронения неолитических стоянок, по причине отсутствия ценных, с точки зрения обывателя, предметов, просто не обращали внимания.

Большинство археологических находок на территории Стерлитамака носили случайный характер и специалистами почти не изучались. Старые захоронения пускали под нож бульдозера, как, например, средневековое кладбище, которое находилось на современной Базарной площади и к югу от городской тюрьмы, чудом удалось спасти доспехи средневекового воина, которые были переданы в краеведческий музей. Местное население мусульманского вероисповедания крайне отрицательно реагировало на раскопки древних мусульманских кладбищ. В случае находки артефактов на их территории по требованию мусульман приходилось возвращать их земле.

На основании полученных археологических данных, можно утверждать, что территория нынешнего Стерлитамака и его окрестностей имела важное значение в расселении древних обитателей Евразии. Сказочные природные богатства и выгодное положение на миграционных и торговых путях всегда привлекали людей.

Шихан Тура (Тора) Тау (Крепость гора) являлся сакральным местом общения с высшими силами, приличным для посещения лишь одному правителю. Недавно полученные на горе Тура (Тора) Тау материалы позволяют говорить, что начало её использования в качестве святилища относится к 4–3 векам до Р. Х. и, возможно, начиналось именно кочевниками или уже смешанным кара-абызско-сарматским населением. Во всяком случае, нахождение у подножья горы трех кинжалов 3–1 веков до Р. Х. говорит о присутствии кочевников около неё.

Страница 8