Старовский раскоп - стр. 10
– Кто это, батыр?
– Это…
Ничего не успел досказать, обернулась Фирая, видит – страшный человек за ними по пятам – не скачет, летит на огромной птице. Хохочет:
– Вот и увидел я твое лицо, красавица! Теперь ты моя, никуда не сбежишь!
И пал конь под Фираей и батыром от страшного смеха. Вскричал батыр:
– Уходи, злой сихерче! Не отдам тебе свою невесту!
Еще пуще расхохотался колдун и пал замертво смелый батыр.
– Ну, красавица, придешь ли поздорову?
– Лучше в воду брошусь, чем твоей женой стану, чудище! – ответила Фирая.
– Не нужна ты мне женой, глупая женщина! Ты, от рождения духам предназначенная, должна быть принесена в жертву могучему духу реки!
И схватил сихерче девицу, и сам бросил в реку.
Потемнели небеса от горя, и темными были три дня и три ночи, птицы петь перестали, собаки – лаять, закручинился весь люд, а пуще всех Сабыр-абый, а вода в реке от злодеяния почернела и по сей день чернеет в тот день, когда злой колдун убил красавицу Фираю. Оттого и позвали реку Ырташем. А коль не верит кто, пусть придет к ней в самую короткую летнюю ночь и заглянет в воду. Только, сказывают мудрые люди, опасная это затея – или злой дух на дно утянет, или врэк несчастной девушки собьет с пути или смерть предскажет. Так что мало нынче смелых находится древние сказания проверять.
Так ли было дело, не ведает уже никто....
__
себер татарлары – сибирские татары.
Атулу-батыр – герой татарского эпоса.
урама – татарская сладость, печенье типа "хвороста", но в форме спирали.
сихерче – колдун, шаман
калина и домашние жирные колбасы, татарское лакомство.
кентек-инэ – повивальная бабка.
жилет и тюбетейка.
традиционное блюдо кочевников-скотоводов Средней Азии в виде небольших колобков из дрожжевого или бездрожжевого теста, изготовляемых путём жарки во фритюре.
Умай-ата – богиня-покровительница рожениц и младенцев.
агыйык – охранный амулет.
Фирая – "Красавица".
жин – джин, злой дух.
Алтыным – "золото мое".
врэк – душа, призрак.
Андрей
Они зашли. Наблюдал за ними, как обычно, исподлобья, внимательно, как смотрел всегда, чтобы определить, будут бить или сегодня дадут роздых. Если собираются бить, понятно сразу: один отходит к противоположной стене, ставит миску с едой на пол, пока второй "разминается". Самое страшное – у обоих выражения лиц одинаковые, равнодушно-скучающие. Обоим не особо нравится такая работа, но это работа и необходимо исполнять ее со всем возможным старанием.
Сегодня бить собирались. Ну да, они примерно через день… Интересно, у них всё по плану? Только теперь у Андрея был свой план. И еще ему просто обязано было повезти.