Старинная белорусская кухня - стр. 2
В Гродно и на Гродненщине, если у родителей были еще дочки на выданье, сват после того, как начинали замешивать каравай, приподнимал вверх дежу, в четырех противоположных местах, чтобы они не засиделись в девках. Потом сват, не трогая дежи с места, крестил ее, а молодая накрывала ее белой скатертью. Пока тесто подходило, каравайницы пели, пили, закусывали, танцевали. В некоторых местах, прежде чем сделать из теста каравай, каравайницы сначала раздавали тесто. Каждому, кто был в доме, не исключая детей, давали по кусочку сырого теста и каждый обязан был его съесть. Кто не мог, клал сырое тесто в платок, и выпекал из него булку дома.
Во время приготовления каравая звучали специальные обрядовые каравайные песни, предназначенные для каждого очередного действия. Например, когда каравай месили, пели шуточные песни. Когда каравай был готов, приглашенный парень, которого иногда называли «кудрявый», брал деревянную большую специальную лопату, одна девица становилась напротив него, вдвоем они эту лопату держали, а остальные девицы на лопату накладывали тесто. Затем с песней каравай сажали в печь. Важно было, чтобы первую булку посадили в печь молодые парни. После этого лопатой трижды стучали по столу, чтобы через три года следующая дочь родителей вышла замуж. Таким же образом поступали и у жениха, в том случае, если у него были братья и сестры. Если же он был единственным сыном, стучали лопатой по столу один раз.
В некоторых случаях, если караваев было несколько, их сажали в печь по очереди двое мужчин. При этом они каждый раз стучали по столу лопатой, которую под конец старались сломать. Третий каравайник поддерживал в печи постоянный ровный огонь, чтобы каравай был румяный. После того, как все караваи были посажены, каравайницы начинали прыгать и петь, хлопая в ладони.
На Гродненщине, прежде чем печь каравай, брали с середины дежы тесто и пекли маленькие булочки – «кресты» для молодых. Эти булочки молодые носили на протяжении всей свадьбы за пазухой, «чтобы не пристали чары» и после брачной ночи их съедали.
Закончив делать каравай и посадив его в печь, каравайницы мыли руки, а воду выносили и выливали под яблоню, грушу, сливу или иное фруктовое дерево. Потом каравайницы мокрыми руками обмывали лица присутствующих в доме мужчин, а мужчины пытались убежать. После этого вновь пели специальную песню.
Каравай был круглой формы и красочно украшен. Чаще всего каравай украшали фигурками из теста: птицами, шишками, крестиками, звездочками, плетенкой, куколками, бумажными и живыми цветами, веточками деревьев. Часто посередине каравая делали круглую шишку, которая называлась солнце. От солнца шли лучи, рядом – молодой месяц. Лепили и большой крест посередине каравая. На верху женихового каравая сажали селезня, сделанного из теста, а на верху невестиного каравая – утку. Возле птиц клали яйца, как символ деторождения. В Волковыске всего пекли 12 караваев. Самый большой каравай – главный – делала старшая каравайница. Другие булки называли каравайчиками, их вместе с четырьмя калачами делали ее подруги.