Размер шрифта
-
+

Становление кыргызской государственности в переходный период - стр. 11

Организаторская функция состоит в выработке, принятии и исполнении решений, формировании и использовании кадрового корпуса управленцев, осуществлении контроля за исполнением законов, решений, в информационном обеспечении политики, координации деятельности различных субъектов политической системы и др.

Экономическая функция проявляется в управлении государственным имуществом, выработке и осуществлении налоговой политики, выделении кредитов, использовании экономических санкций и стимулов в развитии отдельных отраслей экономики, планировании экономического развития и др.

Социальная функция проявляется в заботе о человеке: удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, образовании, охрана здоровья, социальная защита престарелых, инвалидов, детей, безработных, страхование жизни и собственности.

Образовательная функция – выработка и осуществление политики, охватывающей весь процесс образования (разработка государственных стандартов образования, от дошкольного до университетского, подготовка кадров, создание соответствующей учебно-материальной базы, регулирование отношений в области образования и т. п.).

Культурно-воспитательная функция состоит в создании условий для удовлетворения культурных запросов людей, в формировании высокой духовности и гражданственности.

Внешние функции государства состоят в защите границ, территории страны, в поддержании, осуществлении внешней торговли, в участии в международных организациях, блоках, союзах.

Говоря о функциях государства, необходимо отметить, что в политической литературе имеются другие подходы к их пониманию. Оригинальной точки зрения придерживается кыргызский исследователь К. Боконтаев. В своих рассуждениях он исходит из того, что высшей ценностью является человек, а в основе природы человека лежат три качества: инстинкт самосохранения, разум и воля. Инстинкт самосохранения человека проявляется трояким способом: это инстинкт сохранения как вида, как рода и как индивида. Инстинкт сохранения как индивида проявляется в потребности в пище, одежде, жилье. Для сохранения как рода человек создает семью и рожает детей, растит и воспитывает их. Для сохранения как вида люди, стремясь выжить в неблагоприятных условиях, живут группами, формирующими человеческое общество, создают различные общественные институты и организации (община, племя, союз, государство и др.). Отсюда, по К. Боконтаеву, следует, что функции государства вытекают из инстинкта самосохранения человека как вида. Такими основными функциями являются: функционирование всех ветвей власти; оборона страны; общественный порядок и безопасность; внешняя политика; статистическая деятельность; сбор налогов; управление государственной собственностью; транспортные и информационные коммуникации общегосударственного значения; научные исследования общегосударственного значения; контроль над неосновными функциями. А такие функции, как образование, здравоохранение, социальное обеспечение и страхование, культура, развитие науки, не вытекают из инстинкта самосохранения человека как вида, они вытекают большей частью из инстинкта самосохранения человека как индивида и как рода. Соответственно они являются функциями не государства, а общества. Местное самоуправление, негосударственное образование и здравоохранение негосударственные пенсионные фонды, негосударственные исследовательские центры, шоу-бизнес – это и есть формы реализации этих функций. И только тоталитарное государство за счет тотального перераспределения доходов и собственности может взять на себя все эти функции В этом плане посттоталитарные государства определенное время не могут осуществить отделение функций государства от функций общества А поскольку все эти функции финансируются из налогов и займов, а этих средств не хватает для полноценного выполнения всех функций, то происходит ослабление государства, оно становится неспособным следовать инстинкту самосохранения человека как вида, и тогда сам инстинкт начинает разрушать это государство (9).

Страница 11