Размер шрифта
-
+

Становление этнопедагогики России - стр. 7

Исследователь методологических проблем этнопедагогики Кожахметова К.Ж. считает, что эти знания выполняют три функции:

первая функция этих знаний состоит в том, что они служат основой представлений о действительности и общей этнической картине мира. При этом этническая картина мира выступает как центральное понятие ряда культурологических и этнологических подходов, согласно которым члены данного общества (этнической общности) придерживаются единой познавательной ориентации. Роль этих знаний огромна в формировании этнического мировоззрения подрастающего поколения и их необходимо включать в содержание этнического воспитания;

вторая функция знаний состоит в их роли ориентира при определении человеком направления своей деятельности – практической или духовной, они служат базой формирования отношения к объектам действительности. В соответствии с этой функцией автор выделяет систему средств этнического воспитания: воспитательные традиции, обычаи, обряды, правила, которые составляют основу этносоциальных ролей;

третья функция заключается в познании сложной системы родственных отношений, сущности этносоциальных ролей и их значений в регулировании отношений между субъектами этноса, в познании своей родословной. В основу этой группы знаний исследователем положена идея о воспитательном значении родственных отношений, которые регулируются системой норм, составляющих ядро обычаев и традиций.[5]

Исследование становления этнопедагогики направлено на изучение, анализ фольклора, традиций, обычаев, церемоний, обрядов, летописей, ранних педагогических памятников, трудов выдающихся ученых, классиков педагогической науки, этнографических материалов и др. с целью выявления и обобщения этнопедагогических знаний о традиционном народном воспитании подрастающих поколений русского народа и предполагает решение следующих задач:

• выявление предпосылок зарождения этнопедагогических знаний;

• познание творческой взаимообогащающей взаимосвязи народной педагогики и педагогических идей выдающихся зарубежных педагогов и мыслителей;

• определение этапов развития этнопедагогики в России в контексте исторических, культурно-политических, этнологических процессов;

• изучение влияния особенностей развития русского этноса, его культуры и религии на становление этнопедагогической мысли России с древнейших времен до начала XX века;

• анализ русского фольклора с целью выявления в его произведениях обобщений традиционного народного воспитательного опыта детей и молодежи;

• изучение педагогического наследия выдающихся российских ученых: педагогов, этнологов, философов и др. с целью выделения в нем этнопедагогических знаний и опыта их применения в воспитании и обучении детей;

Страница 7