Становление этнопедагогики России - стр. 23
биосферы, т. е. на пассионарности, работает этногенез. Движущими силами этногенеза выступают как природные, так и биосферные факторы.
Значительный интерес для исследователей проблем этноса представляет также концепция академика Ю.В. Бромлея (1921–1992 гг.). Он определяет этнос как исторически сложившуюся на определенной территории устойчивую межпоколенную совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры, (включая язык и психику), а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании. Кроме определения этноса в узком смысле этого слова Ю.В. Бромлей дает и более широкое его понятие как этносоциального организма, примером которого является нация, обладающая экономической и политической общностью[24].
На наш взгляд, определения Ю.В. Бромлея и Л.Н. Гумилева не противоречат друг другу, а дополняют друг друга. Понимание этноса Бромлеем по сути своей является социально-историческим, а Гумилевым социально-географическим. Вместе тем, как нам кажется, в отдельности ни один из этих подходов не жизнеспособен. Так реальные венгры, сменив географическое место обитания с Урала на Европу, тем не менее, сохранили этнические особенности, а смена социальной, культурной, языковой и территориальной среды жителями Латинской Америки (бывшие империи инков и майя) также не уничтожила их как народы с характерными этническими особенностями.
Некоторые российские этнологи и психологи, например, Г.М. Андреева, В.В. Пименов и др. продолжают рассматривать этнос как реальную социальную группу, сложившуюся в ходе исторического развития человечества. При этом они отмечают, что нельзя понимать термин «нация» в этническом смысле, так как существуют многоэтничные нации. В качестве примера можно привести Россию, США, Канаду и др. Кроме того, по их мнению, этнические общности не являются изначальной характеристикой человеческого общества, и не любое из них на любом этапе своего исторического развития разделяется на этносы. В качестве доказательства приводятся безэтничные группы известные и сегодня, например, у части жителей Новой Гвинеи.
Широкое распространение получил еще один подход к изучению этнических общностей. Его наиболее известным представителем является В.А. Тишков. Ученый рассматривает этнос как социальную конструкцию, возникающую и существующую в результате целенаправленных усилий политиков и творческой интеллигенции для достижения коллективных целей, прежде всего обеспечения социального комфорта в рамках культурно-однородных сообществ. Однако сторонники данного подхода единодушно подчеркивают, что суть таких общностей составляет все же этническая идентичность, а также возникающая на её основе солидарность.