Сталинский разбор кино - стр. 4
И война с немцами показана там не как очередная феодальная войнушка. Нет, весь народ поднялся за свободу своей Отчизны как один человек. Вот об этом кино Эйзенштейна. Удивительное дело – смотришь про разборки древних князей, а картина оказывается потрясающе современной. Именно так и должен работать настоящий мастер кино. А к чему зовут нынешние киноподелки? Есть ли там хоть одна настоящая идея? Я не нахожу.
Совершенно замечательно поработали исторические консультанты. Да что там, это один из немногих фильмов, где внятно показана тактика рыцарского боя! Псы-рыцари там выполняют сложные фигуры, перестроения, двигают стену щитов. Для контраста вспомните дорогие блокбастеры вроде Храброго сердца или Битвы бастардов из Игры престолов. Там актёры попросту не знают куда бежать. Показывают какую-то толпу на стадионе вместо войска в бою.
Совершенно завораживает сцена конной атаки. Эйзенштейн не стал мудрить. Попросту позвал красных кавалеристов. Те и разлились по холмам и низинам конной лавою. Во весь опор. Такое ни на каком компьютере не нарисовать. Потому и без хитрых эффектов смотрится потрясающе даже сегодня!
И ещё к слову про режиссёра. Тот же Эйзенштейн очень жаловался, что его сценарии беспощадно правятся то историками, то Сталиным лично. К примеру, режиссёр очень хотел снять и поклон князя татарам в Орде, и получение ярлыка, и похороны Невского.
Резолюцию получил вполне недвусмысленную. Не надо этого. Сталинский Невский слугою татарам-оккупантам не был. И резолюция вождя: "Не должен умирать такой хороший князь", – гораздо глубже. И орден Александра Невского со светлым ликом артиста Черкасова Сталин в сорок втором утвердил не просто так.
Именно такой образ был достоин, чтобы на него равнялся Советский солдат и Советский офицер. Совершенно сознательно Сталин подчёркивал лучшие стороны могучих исторических фигур: Невского, Суворова, Кутузова. Поэтому и фильмы снимались так, чтобы незазорно было и артиста Черкасова на орден поместить!
Сегодня, кстати, Медведев орден Невского указом переделал по дореволюционным лекалам. Выглядит он теперь как крест, на котором двухголовые орлы висят. Кто в той Войне на шею кресты вешал напоминать лишний раз не будем. Так, братцы, потому и кино сегодня такое, не находите?
И музыка в старом фильме замечательная. Сергей Прокофьев написал ряд вполне симфонических произведений, очень здорово подчёркивающих канву фильма. А хор "Вставайте люди русские, на славный бой, на смертный бой!" – вообще патриотический шедевр того времени. Сильнее, разве что, "Священная война" Лебедева-Кумача и Александрова.