Размер шрифта
-
+

Сталин. Генералиссимус Великой Победы - стр. 103

В быстро растущие города и новые предприятия страны приходили миллионы недавних обитателей крестьянских общин. Становясь новыми горожанами и новичками на производстве, им приходилось зачастую осваивать азы городской культуры и производственных навыков. Они приносили с собой в города и на заводы многие отжившие и ошибочные представления о мире, нелепые предрассудки в отношении «чужаков». Вместе с тем они вступали в новую советскую жизнь, обладая огромным потенциалом физического и душевного здоровья, обладая мощной силой духа, выносливостью, терпением, исполнительностью, природной смекалкой и в то же время тягой к новым знаниям. Сталин способствовал развитию «культурных сил» рабочего класса, поощряя «ленинский призыв», учебу партийцев этого призыва, выдвигая наиболее талантливых выходцев из народа на ответственные посты. Новые начальники, так же как и новые служащие и рабочие, были не свободны от многих косных привычек, но в то же время, будучи выходцами из народа, они приносили в городскую жизнь любовь к народной культуре, приверженность к традиционным моральным устоям, глубокий патриотизм.

Гордость русских людей за достижения своей национальной культуры вызывала острую неприязнь у Троцкого. Он писал, что Россия «приговорена самой природой на долгую отсталость», что дореволюционная культура России «являлась лишь поверхностной имитацией высших западных моделей и ничего не внесла в сокровищницу человечества». Хотя Бухарин выступал как противник Троцкого, он также был склонен принижать значение русского народа и его потенциала, что ярко проявилось в его тезисе о необходимости поставить русский народ, то есть большинство населения страны, в неравноправное положение на том основании, что до революции великороссы были «угнетающей нацией».

Будучи признанным знатоком национального вопроса, Сталин осуждал нигилистическое отношение к национальной культуре, патриотизму. С одной стороны, этим он обеспечил себе поддержку со стороны многих национальных меньшинств (несмотря на то что он решительно выступал против национал-сепаратистских настроений). С другой стороны, Сталин отвергал пренебрежительное отношение к русскому историческому и культурному наследию, столь широко распространенное в стране после 1917 года, видя в этом унижение и оскорбление русского пролетариата.

Будучи носителем традиций народной культуры, Сталин прекрасно сознавал, что гордость за свой народ, за его культуру, за историю его страны является могучей движущей силой, более действенной, чем мечта о мировой революции. Такими же выходцами из народной среды были многие сталинские выдвиженцы. Их мысли и настроения были созвучны настроениям Сталина, а потому они поддерживали сталинский курс, направленный на построение процветающего общества социальной справедливости в своей стране, не дожидаясь победы мировой революции. В Сталине они видели руководителя, способного переключить революционную энергию общества с целей мировой революции на решение сложных и насущных проблем родной страны.

Страница 103