Размер шрифта
-
+

Справочник православного человека. Часть 4. Православные посты и праздники - стр. 2

Божественное установление поста

Райское состояние Адама и Евы могло продлиться бесконечно, если бы прародители не нарушили единственную заповедь, данную им Богом в Эдеме. Она подразумевала свободное послушание первых людей своему Создателю в отношении некоего несложного воздержания. Первоначальный пост, установленный Богом, был очень прост: И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2; 16, 17).

Прародители не смогли понести этот небольшой подвиг послушания и самоограничения, и этот факт привел ко многим трагическим последствиям. Пост как добровольное послушание Богу в ограничении своих желаний и потребностей стал с тех пор обязательным элементом человеческого делания, направленного на восстановление разорванной связи с Творцом.

Пост в Ветхом Завете

Примеров соблюдения поста в Ветхом Завете великое множество. Постились цари и пророки, простые израильтяне и иноплеменники, постились дети и даже животные, которые невольно разделяли скорбь своих хозяев.

В книге Исход находим пример поста пророка Моисея перед великим событием в жизни богоизбранного народа. И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие (Исх. 34; 28).

Пророк Давид в день погребения своего союзника Авенира соблюдал строгий пост: И пришел весь народ предложить Давиду хлеба, когда еще продолжался день; но Давид поклялся, говоря: то и то пусть сделает со мною Бог и еще больше сделает, если я до захождения солнца вкушу хлеба или чего-нибудь (2 Цар. 3; 35).

Постился он и при печальных или тяжких обстоятельствах. Так, когда восстали на Давида свидетели неправедные, пророк свидетельствовал: Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недр о мое (Пс. 34; 13).

Пророк Даниил постился, когда ему было откровение великой силы: В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней (Дан. 10; 2, 3).

В Ветхом Завете есть подробные указания о том, как провести пост, чтобы это было не формальностью, не фарисейским самодовольным деланием, направленным на внешнее исполнение заповеди, а настоящим, живым движением человеческого сердца к Богу. Так в Книге пророка Исайи есть удивительные слова:

Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» – Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.

Страница 2