Размер шрифта
-
+

Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви - стр. 34

История установления Таинства Причащения

Евхаристия получила свое начало во дни, предшествующие Голгофской Жертве Спасителя, незадолго до Его Распятия. Первое Таинство Евхаристии было совершено самим Иисусом Христом в Сионской горнице, где состоялась Тайная Вечеря Господа с учениками-апостолами. Корень Литургии – повторение этой вечери, о которой Христом было сказано: сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22; 19). Составить представление о том, каким был первоначальный чин Литургии можно, рассмотрев обряды еврейской пасхальной вечери, так как внешне Тайная Вечеря была ей практически идентична.

Еврейская пасхальная вечеря

Обычай ветхозаветного закона, отраженный в Пятикнижии Моисеевом, требовал совершения вечери стоя (Исх. 12; 11), но ко времени Христа уже традиционно за вечерей возлежали. Предлагаемая последовательность совершения пасхальной вечери дается по изложению архимандрита Киприана (Керна)[32]. В ней порядок молитв, обрядов и яств описывается приблизительно так.

1. Употреблялась первая чаша, смешанная с водой. Глава семейства произносил молитву «киддуш» (евр. освящение). Читалось благодарение над вином и благодарение праздника. B Мишне[33] были даны такие благодарения, как:

а) благословение над вином: «Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь вселенной, создавший плод виноградной лозы…»;

б) над хлебом: «Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь вселенной, выводящий хлеб из земли…»;

в) благословение праздника: «Благословен… избравший нас из всех народов, и возвысивший нас над всеми языками, и освятивший нас Своими заповедями…».

2. Омывались руки (омовение совершалось трижды и в разные моменты).

3. Глава семейства омокал горькие травы в солило[34], в котором находился харосэт – приправа из миндаля, орехов, фиг и сладких плодов – и подавал их прочим членам семейства.

4. Он же разламывал один из опресноков[35] (средний из трех), половину которого отлагал до конца вечери; эта половина называлась афигомон. Блюдо с опресноками поднималось со словами: «Это хлеб страданий, который вкушали наши отцы в земле египетской». После возвышения хлеба глава семьи клал обе руки на хлебы.

5. Наполнялась вторая чаша. Младший член семьи спрашивал, чем эта ночь отличается от других ночей.

6. Глава семьи произносил кагаду – рассказывал историю рабства и исхода из Египта.

7. Поднималась вторая чаша со словами: «Мы должны благодарить, хвалить, славословить…». Затем чаша опускалась и вновь поднималась.

8. Пелась первая часть Галлела[36] (псалмы со 112 (стих 1) по 113 (стих 8)).

9. Пили вторую чашу.

Страница 34