Созидательницы - стр. 2
Хатшепсут ни на секунду не забывала, что легитимность её власти всегда находится под ударом. А потому она вела активную пропаганду своего правления, культивируя легенду, что она – дочь бога Амона-Ра, явившегося к её матери в образе Тутмоса I. Легенду о её божественном происхождении хранят каменные рельефы, на которых изображено, как боги лепят будущую царицу на гончарном круге со словами: «Образу её, когда она займёт великий пост царя, будут поклоняться больше, чем богам…». Кроме того, в церемониальных надписях утверждалось, что царица была избрана наследником египетского престола ещё при жизни своего земного отца, что не соответствовало действительности. Более того, рельефы поминального храма Хатшепсут рассказывают, что её восшествие на престол есть исполнение божественного плана и что её покойный отец Тутмос I якобы даже присутствовал на её коронации.
Как известно, фараон почитался в Египте сыном и воплощением бога. Однако лишь немногие владыки использовали концепцию божественного брака (теогамии) для обоснования своих прав на престол. Очевидно, для продвижения «в массы» этой теории царице было необходимо содействие высшего жречества культа Амона. Открытым остаётся вопрос, кто всё-таки играл первую скрипку в теологическом творчестве – жрецы или сама Хатшепсут? Так или иначе, но дочь царицы Яхмос была объявлена первенницей Амона, его проявлением и вечным правителем Египта от его имени, а её образ стал почитаться как священный.
Хатшепсут успешно правила Египтом – ни много ни мало почти 22 года (1490/1489-1468 до н. э.). Историки всего мира до сих пор бьются над вопросом: как этой удивительной женщине удавалось столько времени не подпускать пасынка к престолу, при этом не только не отнимать у него жизнь, но и держать подле себя, отдавая в его руки армию во время военных походов?.. Именно при Хатшепсут будущий фараон Тутмос III начал проявлять себя как незаурядный полководец. Да и вообще у царицы был явный талант окружать себя нужными людьми и управлять ими согласно своим интересам и интересам государства. Во многом благодаря таланту выбирать способных министров и помощников Хатшепсут удаётся полностью восстановить Египет после нашествия варваров-гиксосов, которых изгнал из Египта её дед Яхмос I. При Хатшепсут начинается расцвет экономики, ведётся активная международная торговля. Рельефы храма в Дейр-эль-Бахри в подробностях повествуют о крупнейшей торгово-дипломатической экспедиции египтян в страну Пунт, известную также как Та-Нечер – «Земля Бога» (скорее всего, она находилась на территории современного Сомали). Эскадра из пяти кораблей привезла из Пунта древесину чёрного дерева, мирровое дерево, разнообразные благовония, чёрную краску для глаз, слоновую кость, ручных обезьян, золото, рабов и шкуры экзотических животных. Факт установления торговых отношений с этой страной был для Египта чрезвычайно важен. Успешными были и военные кампании. Во время одного из походов Хатшепсут даже лично управляла армией. Во время её царствования под контролем Египта находились Синайский полуостров, финикийское побережье, Южная Сирия и Палестина.