Размер шрифта
-
+

Созидательницы - стр. 18

Так, немало способствовав установлению равновесия между диофизитами и монофизитами, Феодора вместе с Юстинианом сохранила единство мировой христианской империи и «заложили первый основной камень создания V Вселенского собора».


Жизнь после смерти

Правившая Византийской империей более двух десятилетий, Феодора умирает 29 июня 548 года после продолжительной и тяжёлой болезни. Епископ Виктор Туннунский, идеологический противник Феодоры, так описал её смерть: «Августа Феодора, врагиня халкедонского собора, поражённая по всему телу раковой опухолью, необыкновенным образом окончила жизнь». Император Юстиниан, переживший возлюбленную супругу на целых семнадцать лет, оплакивал Феодору до конца дней и остался верен её памяти, так и не женившись вторично. Давая торжественные обещания, он всегда клялся её именем; в её честь он называл города. В главной базилике монастыря Святой Екатерины на Синае, построенной по приказу императора, на века была оставлена надпись: «Упокоению блаженной памяти императрицы Феодоры».

Самым известным изображением Феодоры стала мозаика в базилике Сан-Витале в Равенне, выполненная ещё при жизни августейших супругов. Изображённые порознь, Юстиниан и Феодора как бы возглавляют две процессии, приносящие дары храму. Шарль Диль так описал мозаичное панно: «Феодора предстаёт перед нами во всём блеске своего величия. Облекающие её одежды великолепия несравненного. Длинная, покрывающая её мантия из фиолетового пурпура внизу отливает огнями в мягких складках вышитой золотом каймы; на голове её, окружённой нимбом, высокая диадема из золота и драгоценных камней, волосы переплетены жемчужными нитями и нитями, усыпанными драгоценными камнями, и такие же украшения сверкающими струями ниспадают ей на плечи. Такой представляется она на этом официальном портрете взорам потомства, такой при жизни хотела она являться своим современникам».

К образу императрицы не раз обращались художники, писатели, учёные, богословы. Дитя своего времени, Феодора олицетворяет собой всю загадочную противоречивость Византийской империи: развращённость и набожность, неоправданную жестокость и трезвость государственного ума, неистовство страстей и взращённую в самом сердце православную веру, давшую новый виток развития всему человечеству.

Анна Комнина





«Я, Анна, дочь царственных родителей Алексея и Ирины, рождённая и вскормленная в Порфире. Я не только не чужда грамоте, но, напротив, досконально изучила эллинскую речь, не пренебрегла риторикой, внимательно прочла труды Аристотеля и диалоги Платона и укрепила свой ум знанием четырёх наук», – так пишет о себе византийская принцесса Анна Комнина. Всю жизнь она боролась за то, для чего была рождена: за трон и царскую власть. Проиграв в борьбе, она посчитала свою жизнь неудавшейся. Но именно благодаря этому поражению имя её навсегда сохранилось в памяти человечества.

Страница 18