Размер шрифта
-
+

Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии. Материалы международной научно-практической конференции (Москва, 15-16 октября 2015 года) - стр. 75

Охарактеризуем некоторые из них.

Системное использование психологических теорий и практик с учетом индивидуальности конкретного человека и требований настоящей ситуации. Сформулированный Г. А. Баллом принцип методологического плюрализма [3] находит свою проекцию в практической деятельности психолога. Действие установки методологического плюрализма – это и недопущение односторонности в мышлении, и системность в мышлении, и принцип неконфронтационной солидарности, и направленность критики не только вовне, но и на собственную позицию. Недостаточно отрефлексированная профессиональная самоидентификация психолога с той или иной школой психологического консультирования приводит к искаженному пониманию человека, «подогнанного» под определенный тип психологической теории. У психолога формируются индивидуальные когнитивные предпочтения в толковании поведения человека «по Фрейду», «по Берну», «по Перлзу» и т. д. Но на самом деле человек меняется каждую минуту, меняется его поведение, которое окрашивается различными эмоциями и желаниями, и в любой момент в целях эффективности помощи клиенту, одна психологическая теория должна быть сменена другой. В связи с чем, психологическая теория должна соответствовать не только типу человека, но и проблеме, с которой обратился человек. Рассмотренная мыслительная установка исключает фанатичную приверженность одному теоретическому подходу и «проникнутую равнодушием к содержанию идей, граничащую с цинизмом так называемую «праздную» толерантность» по отношению ко всем существующим психологическим теориям (Г. А. Балл) [3]. Установка на диалогичность в мышлении. Следование данной установке означает ориентацию на поиск решения проблемной ситуации в диалоге с другими людьми. «Суть диалогического консультирования в том, что человек не объект исследования и постановки диагноза и воздействия, а субъект живого общения, сверхзадачей которого является духовное пробуждение личности» (Т. А. Флоренская) [11, с. 3]. В концепции духовно-ориентированного диалога в психологическом консультировании Флоренская обращается к категориям нравственности (совесть, духовное Я). Опыт духовно ориентированного диалога развивает чуткость и к собеседнику, и к своей творческой интуиции. Общение становится не формальным процессом, а творческим поиском, в котором разрешается волнующая клиента проблема. Основные признаки «диалога-встречи» по Флоренской: чувство душевного контакта и радость общения, глубокое взаимопонимание между консультантом и консультируемым, разрешение проблемы совместными усилиями собеседников, осознание своего духовного Я. Действие мыслительной установки проявляется в ряде конкретных диалогических позиций, которые может занимать субъект мышления, развивая «культуру интеллектуального общения». К ним, в частности, можно отнести:

Страница 75