Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие - стр. 60
Основные функции ведущего, независимо от его приверженности к той или иной модели работы с интерактивной арт-терапевтической группой Уоллер (Waller, 1993) видит в следующем:
• защита групповых и индивидуальных границ участников (путем отбора и подготовки членов группы, оборудования помещения и т. д.);
• создание групповой культуры, для которой характерна высокая степень взаимной терпимости и принятия участниками группы друг друга;
• содействие пониманию членами группы происходящих в ней событий и процессов (вытекающих из групповой динамики);
• напоминание членам группы о достигнутых терапевтических эффектах и положительных изменениях;
• стимулирование участников к принятию на себя ответственности за свои поступки;
• предвидение (и, по возможности, предупреждение) нежелательных проявлений, таких как виктимизация, бессознательное отреагирование, преждевременные терминации отдельных участников, некорректная обратная связь и др.;
• вовлечение пассивных и молчаливых участников в творческую деятельность и дискуссии;
• усиление групповой сплоченности путем подчеркивания имеющегося между членами группы сходства;
• укрепление в участниках группы надежды на положительные изменения.
3.4. Специфика и преимущества арт-терапевтических групп
Различные варианты и модели арт-терапевтических групп за последние годы были активно использованы зарубежными (Liebmann, 1986, 1990, 1993; McNeilly, 1983, 1987, 1990; Rhyne, 1996, 2001; Strand, 1990; Thornton, 1985; Wadeson, 1980; Waller, 1993) и отечественными специалистами (Копытин, 2001, 2002, 2003, 2011, 2014; Лебедев, 2006; Свенцицкая, 2006). В то же время актуальной остается задача осмысления специфических особенностей арт-терапевтических групп и их отличия от групп вербальной психотерапии. Как и в любой психотерапевтической группе в интерактивной арт-терапевтической группе также происходит взаимодействие между участниками и разворачиваются процессы внутриличностного, межличностного и общегруппового уровней, но основным средством группового взаимодействия и отражения этих процессов выступают художественные средства.
По мнению Уоллер (Waller, 1993), групповая вербальная психотерапия является гораздо более ортодоксальным психотерапевтическим направлением, чем арт-терапия. Поэтому отношение работающих с группами арт-терапевтов к теории и практике вербальной групповой психотерапии является неоднозначным и порой весьма критическим. Арт-терапевты считают, что им необходимо развивать свое понимание арт-терапевтических групп и их отличий от групп вербальной психотерапии, а не пытаться следовать сложившимся концепциям и схемам профессионального поведения при работе с группами. С. Скейфи пишет, что «требуется еще очень много усилий для того, чтобы изучить взаимодействие вербальной психотерапии как системы со своим набором норм, ценностей и традиционных представлений с изобразительной деятельностью как особой системой. Межличностное научение, например, предполагает прямое взаимодействие одного пациента с другим, в то время как изобразительная деятельность требует индивидуальной работы, при которой внимание пациента отвлечено от других членов группы» (Скейфи, 2001, с. 96).