Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления - стр. 37
Расширение интереса к устной истории существенно раздвинуло хронологические рамки современных исторических исследований и способствовало введению в широкий научный оборот устных свидетельств прошлых лет (см., например: [Телицын, 1993, 2001]). Позднее к истории сталинских репрессий и Великой Отечественной войны добавились женская история, история диссидентства и проблемы этнической идентичности. В итоге в 1990-е годы устная история стала одним из перспективных направлений современной исторической науки в России. Более того, представители этого направления активно сотрудничают с архивистами и музееведами, радио и телевидением.
Взаимодействие наглядно проявилось и на региональном уровне. Например, сотрудники Ставропольского краеведческого музея несколько лет работают над реализацией проекта «Ставрополье – век двадцатый». В ходе полевых исследовательских экспедиций собирается этнографическая, историческая и археологическая информация [Охонько, Сачук, 2004]. В Петрозаводске создан центр по изучению послевоенного советского общества, активно осваивающий операционные возможности устной истории ([Герасимова, 200—?; Кочеткова, 2009; Устная история… 200—?] и др.). Историографическая практика институциализировавшегося в 2002 г. в России направления «новая локальная история» также предусматривала исследование повседневности ХХ в. при помощи инструментария устной истории.
Устные источники позволяют зафиксировать уникальную информацию, не передаваемую другим путем. Если письменные источники официального происхождения чаще всего отражают историю государства и его институтов, то устные источники обращаются к истории и повседневной жизни народа, причем позволяют увидеть события глазами очевидцев. Перспективы развития устной истории определяются не ее противостоянием традиционной историографии, а напротив, их тесным сотрудничеством и взаимодействием при сохранении относительной самостоятельности. В некоторых отраслях исторического знания устная история позволяет открыть новые важные направления для исследования. Так, историки рабочего движения получили возможность изучать повседневную жизнь на производстве и ее воздействие на семью и общество. Такие же перспективы открылись перед специалистами, изучающими досуг и культуру рабочего класса или преступность с позиции мелкого браконьера или несуна. Самым удивительным способом устная история преобразовала историю семьи. С помощью интервьюирования стало возможным узнать о контактах семьи с соседями и родственниками и об отношениях внутри семьи [Томпсон, 2003. С. 15, 17–20, 25]. Впервые стало практически достижимым изучение истории детства.