Размер шрифта
-
+

Солнце Правды. Святой праведный отец Иоанн, Кронштадтский чудотворец. Жизнеописание, Чудотворения, Акафист - стр. 34

(1 Пет., 1, 15); размышление о смерти, о Суде и о геенне огненной. Нужны, говорим, великие скорби, потому что они врачуют болезнь греха, сжигают терние страстей. Многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие (Деян. 14, 22), говорит св. апостол Павел, и все святые перенесли великие скорби для стяжания сердечной чистоты, и никто не был увенчан без скорбей: одни претерпели многоразличные мучения от гонителей; другие самоизвольно томили и удручали себя постом, бдением, трудами телесными, лежанием на голой земле; непрестанно бодрствовали в молитве и благоуханием ее отражали всякое скверное приражение греха; часто причащались Св. Таин, как самого могущественного средства к очищению, освящению и обновлению души и тела; поучались непрестанно в Слове Божием, занимались богомыслием. У иных, при всем этом, непрестанно текли слезы из очей, как, например, у св. Ефрема Сирина. Искренние, глубокие слезы особенно нужны нам, ибо они очищают скверны сердца. Слезныя ми подаждь, Христе, капли, скверну сердца моего очищающие15, От очию слезы непрестанно текущие, неоскудно токи даждь ми, всего мя омывающие, от верху и до ногу, – молимся мы в каноне Ангелу Хранителю, яко да паче снега убелену ризу облек покаянием в чертог Божий вниду16.

Капли слезоточныя источити благодать мне дати Господа умоли, св. Ангеле, яко да теми очистится сердце мое и узрит Бога17.

И все плакавшие о грехах своих по опыту знают, что слезы весьма много способствуют очищению, спокойствию и блаженству сердца, ибо вместе с ними вытекает, так сказать, грех из душ наших; после них настают тишина и спокойствие совести, и какое-то духовное благоухание, и радость: человек умными очами зрит в себе Бога, очищающего все беззакония его и несказанно милующего его. Тогда-то опытно познает человек, как блаженны, спокойны и довольны чистые сердцем, ибо не терзает их совесть, не мучат грехи, которые отпущены им по бесконечному милосердию Божию, и они чувствуют внутренно, что они покоятся в Боге, источнике блаженства, и Бог покоится в них. Блажени чистии сердцем! Итак, чистое сердце есть обильный источник спокойствия и всегдашней радости; при взгляде на все доброе, на всякое творение Божие, чистый сердцем и радуется, и веселится внутренно, потому что во всех тварях усматривает отпечаток благости, премудрости и всемогущества Творца; блажен он и сам в себе, ибо и чистота сердца, и вообще чувствуемая настоящая милость Божия веселят его, и еще более утешают его будущиа, обетованные блага, ихже око не виде, и ухо не слыша (1 Кор. 2, 9) и залог коих он имеет в своем сердце. Напротив, жалки имеющие нечистое сердце: оно для них источник непрестанной скорби, хотя, по-видимому, они и веселятся; источник опасений и страхов, потому что грехи и страсти, как черви, сосут сердце их, совесть обличает их, не давая им покоя, и тайное предчувствие Суда Божия страшит их. Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят; блаженны, стократ блаженны чистые сердцем, особенно потому, что они узрят Бога лицом к лицу в будущем веке; ибо чистым свойственно зреть Чистого, как чистому оку свойственно видеть свет.

Страница 34