Солдаты Первой мировой - стр. 13
Так думая, австрийцы при поддержке Германии без войны вероломно захватили у Сербии целых две больших области: Боснию и Герцеговину; а перед началом настоящей войны и опять при поддержке своей союзницы Германии захотели совершенно поработить и всю славянскую единоплеменную нам Сербию и тем еще более усилить свое могущество в явный и непоправимый ущерб и вред для нашего государства; это желание подчинить под свою власть и влияние маленькую Сербию собственно и послужило начальной причиной теперешней ужасной войны.
Но дальнейшие планы и замыслы австро-германцев и, главным образом, их чрез меру воинственных правительств и царей, давно уже и совместно ими выработанные, и к выполнению которых оба эти воинственные государства готовились 40 лет, были еще коварнее, а именно: они хотели, сначала молниеносно разбив нашу союзницу Францию, отнять от России земли до самого Киева и все Царство Польское; туркам же, которых силой заставили воевать с нами, обещали Крым и Кавказ, иначе захватить тоже под свою власть, так как в слабой Турции, распадающейся от внутренних беспорядков, как и в Австрии, давно уже хозяйничают и распоряжаются немцы.
Но Бог не допустил такого поругания права и справедливости; а чаша терпения всех народов уже переполнилась, и вот все 8 держав дружно объединились для отпора австро-немецкому разбойничьему замыслу! Все эти державы решили твердо и совершенно разрушить немецкий милитаризм, т. е. уничтожить и самую возможность для Германии на будущее время усиливать свое вооружение и боевые военные силы – иначе объявили войну войне и только такой войной возможно освободиться всем народам от ненавистного тяжелого засилья немцев. Все наши союзники твердо решили действовать до конца по пословице «клин клином вышибай».
Настоящая война для нас священна
Священной эта война называется потому, что все русские и другие славянские народы и наши союзники исповедуют в жизни своей правила и заветы великого христианского учения, а потому мы, русские, и все наши союзники и во время войны отличаются милосердием даже к своим врагам, раз они беззащитны, по заповеди «любите врагов ваших…», тем более еще с большим состраданием относимся к беззащитным и ни в чем неповинным детям, женщинам и старцам, мы и наши союзники всегда щадим при малейшей возможности мирные города и села врагов, а тем более никогда не разрушаем храмов и памятников искусства, и вообще у нас правила войны строго преследуют всякие насилия и грабежи по отношению к мирному населению.
Немцы же как раз наоборот: надругались над христианской верой и христианскими обычаями, они стараются и во время войны совершенно сознательно изгнать всякое малейшее чувство милосердия и справедливости даже к мирному бедному и сильно и без того пострадавшему от войны населению; они всюду разрушают православные храмы и польские костелы; казнят наших священников и русинских и польских ксендзов; насилуют до смерти женщин, грабят и избивают беззащитных женщин и детей. Так они поступают с мирным населением – а с несчастными нашими пленными, конечно, и того еще хуже и жесточе: многих они прямо прикалывают и этим гнусным и отвратительным делом, особенно с ранеными, занимаются даже немецкие «сестры милосердия». Немцы приняли себе за правило в жизни и в войне особенно: уничтожать слабых без всякого сожаления! В настоящее время, когда и немцы у себя дома начинают недоедать, то наши пленные прямо гибнут в муках голода, о чем уже доносятся и до России вопли наших, попавших в плен к немцам.