Соль, спички, мыло, керосин - стр. 7
Фильм «Бриллиантовая рука»
А потом… Потом тако-ое… Под православное пение, с фанатичным лицом, Гоша идёт по волнорезу аки посуху, и в руках несёт… Хоругвь! То есть надетые на палку сатиновые семейные трусы, олицетворяющие хоругвь! Волосы на моей голове встали дыбом.
Ну, товарищи, это уж слов нет. Куда мы катимся? Куда смотрит православная церковь?! Как до сих пор не усмотрела, не запретила? Взяла бы пример с обидчивого ингуша, вызвала на ковёр в постоянное представительство того же бедного Гайдая…
И… не было бы замечательных, искромётных комедий, над которыми почти полвека дружно смеялась и до сих пор ухахатывается многонациональная страна. Потому что ничто так не сближает разные народы, как добрый юмор и улыбка. Зато сегодня вокруг одна сплошная серость, толерантность и запрет на ущемление разнообразных, национально и религиозно – самоидентификационных нежных чувств.
Хотите смотрите, хотите ложкой ешьте. «Кушайте на здоровье!» – как сказал Вицин в «Не может быть!»
Ещё как может. Не потому ли у нас кинематографический кризис? И так катастрофически не хватает светлых, добрых комедий? Снимешь шедевр – а потом без штанов останешься, замучаешься судиться.
Да… Повезло нам, что Гайдай и Рязанов творили в эпоху Брежнева. А вы говорите: цензура, коммунистическое иго…
***
Написала про комедии и чувства, и благополучно забыла. А тут звонит знакомая, очень сердитая. И говорит буквально следующее:
«Вот из-за таких, как ты, Иванов, не помнящих родства, мы и живём плохо. Человек без Родины и без принципов – вот кто ты. Коллаборционистка (наверно, имела в виду «космополитка»).
– Вальс «На сопках Маньчжурии» – это песня-плач, – запальчиво продолжала она. – Песня-реквием. У каждого, даже самого маленького народа, есть такая судьбоносная песня. Святая, значимая для него. Посвящённая погибшим мужьям, сыновьям, отцам. У нас про русско-японскую и Великую Отечественную войну. У кого-то про Холокост. У кого-то про нью-йоркские взорванные башни-близнецы.
Представь, что на мотив этих песен положили стихи про барсука. Который на сук повесил это самое. Не уши, а, извини за выражение, яйца: из песни слова не выбросишь. Возмутятся маленькие народы? Есть неприкосновенные вещи, над которыми нельзя шутить даже в комедии».
Она мне здорово испортила праздничное настроение. Я тяжело задумалась. Может, наш народ, действительно, настолько великодушен, что не замечает и не опускается до обид и разборок? И где грань между великодушием и равнодушием к своей истории?
А любимая комедия, вдруг подумала я, могла прекрасно обойтись без этой песенки. И ничего бы не потеряла.