Размер шрифта
-
+

Сокровенное делание умно-сердечной молитвы - стр. 6

Совершенная христианская жизнь состоит в достижении чистоты сердца, где является Бог, обнаруживающий Свое пребывание многоразличными дарами Духа Святого. Чтобы привлечь благодать Святого Духа, «желающий очистить сердце свое да разогревает его непрестанно памятью о Господе Иисусе, имея это одно предметом богомыслия и непрестанным духовным деланием». «Сердце, непрестанно хранимое», которому пребывающий в молитве не попускает «принимать виды, образы и мечтания темных и лукавых духов, обыкновенно рождает из себя помыслы световидные», источает божественную любовь, уготовляющую ум к пониманию сокровенного.

Так чистота сердечная, то есть трезвение и хранение ума при непрестанной памяти о Боге, после бесстрастия вводит в блаженство. В этом и есть смысл целожизненного подвига покаяния.

Чтобы совершать непрестанное молитвенное делание и восходить к богопознанию, нужно усилие самовластной человеческой воли, о трезвении которой много учат богомудрые отцы в «Добротолюбии».

Трезвение воли

В деле нашего спасения участвуют и благодать Божия, и свободное произволение наше.

Святой Антоний Великий говорит: «Воля, которая действует в сердце человеческом, бывает трояка: первая – от дьявола, вторая – от человека, третья – от Бога».

Святые отцы, указывая на три воли, действующие в мире: от Бога, от человека и от дьявола, усматривают в этом проявление благости Божией и закона свободы разумных существ.

В устремлении свободной человеческой воли к Богу через веру, покаяние, делание заповедей полагается начало и основание нашего спасения. Апостол Павел всеми силами своей души любил человеколюбивого Бога и в радости и в скорбях всегда покорял свою волю Божественной воле. Богу угодно по Промыслу Своему иногда испытывать человеческое самовластие путем помыслов, искушений, скорбей, болезней, чтобы обнаруживалась ответная к Богу любовь тех людей, которые действительно от всего произволения и всеми силами души, даже до смерти, в земной жизни любят Триединого Бога, Подателя всяческих благ. Поэтому во всякой молитве нужно просить, чтобы всегда совершалась воля Божия, ибо Бог всегда желает доброго и полезного каждой душе, носящей в себе чудный образ Живоначальной Троицы. В обновлении этого боголепного образа Божия и уподобления своему Создателю в добродетели и проявляется благодатная жизнь души, ее воскресение.

Конец ознакомительного фрагмента.

Страница 6
Продолжить чтение