Размер шрифта
-
+

Социология. Шпаргалки - стр. 18

– обоснование возможности максимально рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений, – нашла свое дальнейшее развитие в различных западных социологических школах. В качестве необходимой предпосылки социологии Вебер рассматривает отдельного осмысленно действующего индивида.

Общественные институты (государство, право, религия и т. д.) должны изучаться социологией в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов. Вебер отрицал идеи, что общество первично, и исходил из действий отдельных людей – методологический индивидуализм Вебера. Однако в отличие от крайнего индивидуализма неотъемлемым моментом социального действия он считает «ориентацию действующего лица на другого индивида или окружающих его индивидов», в чем тот получает свое признание и «социально общее». Ориентация на другого – один из центральных методологических принципов социологии Вебера.

Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Действия человека обретают характер социального действия, если в них присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других).

Вебер выделяет четыре вида социального действия:

· ценностно-рациональное, подчиненное сознательной вере в этическую, эстетическую, религиозную или любую другую, безусловно, собственную самоценность определенного поведения, вне зависимости от успеха;

· целерациональное, характеризующееся ясным пониманием деятелем того, чего он хочет добиться, какие пути, средства для этого наиболее пригодны, с учетом возможных реакций окружающих; как и в какой мере их можно использовать в своих целях;

· аффективное, обусловленное эмоциональным состоянием, осуществляется в состоянии аффекта;

· традиционное – диктуется привычками, верованиями, обычаями; осуществляется на основе глубоко усвоенных социальных образцов поведения.

22. Социологические воззрения Эмиля Дюркгейма

Э. Дюркгейм (1858–1917) – французский социолог «классического периода»; его основные труды: «Общественное разделение труда», «Метод социологии», «Самоубийства», «Элементарные формы религиозной жизни». Оказал огромное влияние на становление социологии как автономной науки, занимался разработкой предмета и метода социологии. Предмет социологии – это социальные факты, составляющие особую социальную реальность, имеющие собственные качества и законы. Социальным фактом является любой внешний социальный феномен, накладывающий определенные ограничения на действия индивида и являющийся объективным по отношению к нему (не является результатом его субъективной мотивации) – закон, норма, язык, религиозные верования и обряды. Социальные факты управляют человеком.

Страница 18