Социология. Полный курс - стр. 8
1. Концепция позитивно-функционального конфликта Льюиса Козера (1913–2003). Согласно этой концепции, обществу присуще социальное неравенство, и отсюда – постоянная психологическая неудовлетворенность его членов, напряженность в отношениях между индивидами и группами. Социальный конфликт в данном случае понимается как борьба за ценности, за определенный социальный статус, власть и ресурсы, целью которой является нейтрализация или уничтожение соперников.
2. Конфликтная модель общества Ральфа Дарендорфа (р. 1929). В соответствии с этой моделью любое общество опирается на принуждение одних его членов другими (неравенство социальных позиций по отношению к распределению власти), разница в социальном положении различных социальных групп и индивидов вызывает взаимные трения, противоречия и как результат изменение социальной структуры самого общества;
3. Общая теория конфликта Кеннета Боулдинга (1910–1993) состоит в том, что все конфликты имеют общие образцы развития. Их подробное изучение и анализ предоставляют возможность создать «общую теорию конфликта», которая позволит обществу контролировать конфликты, управлять ими, прогнозировать их последствия.
Субъективистский подход к анализу социальных структур Символический интеракционизм. Интеракционисты стремились рассматривать общество как результат взаимодействий (интеракций) людей, как субъективную реальность, пронизанную субъективными намерениями и действиями индивидов. В рамках символического интеракционизма американским социологом Эрвингом Гоффманом (1922–1982) был предложен драматургический подход, основная идея которого заключается в том, что люди постоянно разыгрывают друг перед другом некий спектакль.
Феноменологическая социология. Создателем феноменологической социологии считается австрийский философ и социолог Альфред Шюц (1899–1959). В философии Шюц разрабатывал своеобразную версию нетрансцендентальной феноменологии, близкую экзистенциалистской трактовке феноменологии у Хайдеггера. Применительно к области социального знания Шюц пытался решить поставленную Гуссерлем задачу – восстановить связь абстрактных научных понятий с жизненным миром, миром повседневного знания и деятельности. Используя описательный феноменологический метод и идеи Вебера, Бергсона и Мида, он выдвинул идею понимающей социологии, прослеживающей процессы становления человеческих представлений о социальном мире от единичных субъективных значений, формирующихся в потоке переживаний индивидуального субъекта, до высокогенерализованных, интерсубъективно обоснованных конструкций социальных наук, содержащих эти значения в преобразованном, «вторичном» виде.