Социология - стр. 7
Уильям Макдугалл считал, что основой социального действия являются инстинкты. Они определяют чувства, эмоции, настроение человека, которые влияют на его поступки и действия. Инстинкты лежат в основе особой жизненной энергии, которую Макдугалл называет гормической (от греч. gorme – стремление, желание). На основе сочетания инстинктов, чувств, элементарных действий формируются основные социальные институты, общины, объединения, общество в целом.
Классик формальной социологии Георг Зиммель тоже считал, что общество образуется в результате взаимодействия основных его элементов – индивидов. Однако, по его мнению, социология не имеет своего собственного предмета, предметной области. Она специфична своим методом и своим подходом к обществу, который характеризуется понятием «форма». Для социологии форма имеет универсальное значение. Однородные взаимодействия образуют общие классы, формы. Зиммель выделяет три основных класса социальных форм: социальные процессы, социальные типы, модели социального изменения и развития. Группы, организации и институты (семья, государство, религиозно-экономические объединения) лишь наполняют конкретным содержанием различные формы. Подлинным же предметом социологии, таким образом, являются лишь формы ассоциаций.
Создатель теории действия и системно-функциональной школы американский социолог Толкотт Парсонс исходил из того, что в обществе действуют спонтанные процессы саморегуляции, поддерживающие порядок и обеспечивающие его стабильность. Социальная система образуется интеракциями человеческих индивидов: каждый участник является одновременно и деятелем, и объектом ориентации как для других деятелей, так и для себя самого. В основе социальных процессов находится социальное действие, обладающее сознательно-рациональным, целенаправленным, избирательным характером.
Особняком в этом ряду стоит Питирим Александрович Сорокин. Являясь автором интегральной социологии, П. А. Сорокин отказывается от поисков первого элемента социальной структуры общества. Сущность социального раскрывается через механизм социального взаимодействия. Структура социального взаимодействия имеет три аспекта: 1) субъекты взаимодействия; 2) ценности, нормы, значения, на основе которых формируется взаимодействие; 3) собственно действия и их материальные носители, с помощью которых они осуществляются.
На основе этого П. Сорокин раскрывает основные блоки социальной структуры. Он называет их основными аспектами социокультурного взаимодействия: личность, общество и культура. Социальную структуру общества Питирим Сорокин раскрывает через понятия социального пространства, социальной стратификации, социальной мобильности и социокультурной динамики, которые вместе образуют суть интегральной социологии Сорокина.