Социология - стр. 48
Главная цель социального прогресса – формирование развитой и развивающейся личности. Формула такого прогресса складывается из трех составных элементов: общественного идеала (им является развитая личность при наличии индивидуальной свободы и общественной солидарности), способа достижения идеала и, наконец, выражения закона самого прогресса. Способ заключается в преобразовании – с помощью критической мысли – культуры, быта, социальной организации, то есть «той надорганической среды, которая развивается неразумно, противореча часто и природе, и потребностям человека»[18]. Закон же прогресса состоит в самоосвобождении личности, в процессе которого личность подчиняет себе надорганическую среду.
Самой интересной и наиболее значимой в российской академической социологии была фигура Максима Максимовича Ковалевского (1851–1916) выдающегося социолога, историка, правоведа, этнографа. Он был крупнейшим социологом первого этапа развития российской социологии. После его смерти в 1916 г. было создано российское общество социологов, названное его именем. Наиболее крупные организационные дела Ковалевского в социологии – это создание вместе с Гамбаровым, Де Роберти, Бехтеревым и др. Русской высшей школы общественных наук в Париже в 1901 г., создание кафедры социологии в Психоневрологическом институте в Петербурге в 1908 г., публикация с 1913 г. серии сборников «Новые идеи в социологии».
С 1895 г. он являлся вице-президентом, а с 1907 г. президентом Международного института социологии.
М. М. Ковалевский ввел в социологию плюралистическую концепцию. До него в социологии господствовали «школы одного фактора», целью которых были поиск и анализ основного фактора социального развития – географического, расово-антропологического, психологического либо какого-то иного. Пожалуй, впервые в мировой социологии Ковалевский поставил вопрос о том, что недопустимо искать некий один фактор в качестве первопричины социального развития. Развитие общества является процессом полифакторным, и изучение совокупности многих факторов, их взаимодействия и есть основа наиболее приемлемой, наиболее плодотворной методологии социологического знания.
Еще одним фундаментальным вкладом М. М. Ковалевского в развитие социологии была его концепция социальной замирённости. Под замирённостью он понимал расширение человеческой солидарности. Согласно этой концепции уровень социального развития общества, этноса, любой группы, цивилизованности зависит от того, насколько искоренены конфликты из жизни этого этноса или социальной группы. Первобытное состояние общества – это состояние дикости, борьбы, вражды. Данное состояние прекрасно описал Людвиг Гумплович в работе «Борьба рас» как войны всех со всеми. Согласно Ковалевскому, степень развития социума, этноса измеряется тем, насколько гармонизированы социальные отношения в данном обществе, отсутствует или присутствует состояние борьбы в этом обществе и какие формы принимает эта борьба. Он считает, что цивилизованное общество – это общество замирённое, то есть такое, в котором воцарился мир.