Социология - стр. 22
Чистыми, идеальными типами господства, которые блестяще проанализировал Вебер, являются харизматический, патриархальный и рациональный.
Классикой мировой социологии стали работы Макса Вебера, посвященные социальным механизмам власти. Они выросли из Веберовой теории типов господства (Herrschaft). В рамках этой теории он разработал концепцию бюрократии как наиболее эффективно действующего механизма социального управления.
Социология власти М. Вебера тесно связана с категорией социального действия. В частности, важной составной частью социологии власти является теория типов легитимного господства, то есть господства, признаваемого управляемыми индивидами в качестве закономерного и законного. «Господство – это шанс достичь послушания во имя определенного порядка или управления»[8].
Вебер дал типологию мотивов подчинения – он выделил три типа послушания и соответственно три типа господства.
Люди могут управляться исходя из собственных интересов. Это – первый, легальный тип подчинения. Здесь собственный интерес выступает как мотив подчинения. Существуют целые страны с преобладанием такого типа (Великобритания, Франция, США и др.). При этом происходит подчинение людей не какой-то конкретной индивидуальной личности, но установленным законам. Легальный принцип – одна из необходимых предпосылок развития современного капитализма как системы формальной рациональности.
Значительной заслугой Вебера является формулирование критериев оптимального функционирования бюрократии как аппарата легитимной власти.
Вторым типом господства является традиционный. В его рамках люди управляются наследственными правами, привычкой к определенному типу подчинения. Чистая форма традиционной власти – патриархальность. Во многих аспектах патриархальный тип близок по своей структуре организации семьи, поэтому из всех типов господства он особенно тверд и стабилен.
Существуют две формы традиционного господства – чисто патриархальная и дворянская, или сословная структура управления. При первой форме «слуги» полностью зависят лично от господина, хотя люди могут выдвигаться в аппарат и из бесправных слоев населения, наряду с близкими родственниками и друзьями господина (пример тому дает Византия). При втором типе «слуги» не являются лично зависимыми, и их администрация в некотором смысле «автокефальна» и автономна, здесь действует принцип благородной чести.
Третий тип господства и подчинения – харизматический. Харизма, или божий дар – это чрезвычайная способность, отличающая выдающегося индивида от всех других. Она не столько приобретена им, сколько дана ему (природой, Богом, судьбой). В качестве харизматических способностей часто выступают магическая сила, дар пророчества, выдающаяся сила ума или слова. Харизматическими лидерами чаще всего становятся герои, великие полководцы, маги, пророки, ясновидящие, гениальные художники, выдающиеся политики.