Размер шрифта
-
+

Социология - стр. 46

как способа взаимодействия социальной системы с окружающей средой; 2) целедостижения – обоснования стратегии развития с учетом, с одной стороны, потребностей и ожиданий людей, с другой – реальной оценки наличной возможности; 3) интеграции – требования координации совместной деятельности, несмотря на возможные расхождения интересов; 4) поддержания образца – сохранения и трансляции социокультурных стандартов действия.

Четвертая ступень – выделение из системной целостности сети отношений и связей между людьми, которые образуют социальную структуру. По Р. Мертону, социальная структура – это сеть норм и ценностей, которые выступают в контексте социальных ролей, сконцентрированных вокруг разных социальных статусов, институтов, значимых социальных функций. В структуре постоянно присутствуют внутренние противоречия и напряжения: ролевой конфликт, ролевое напряжение, социологическая амбивалентность, нормативные антиномии. Такой характер структуры вызывает реакции с отклонениями различного типа: инновации, ритуализм, ретритизм (уход в сторону), бунт. Социальная структура все время изменяется. Важнейшими источниками этих изменений являются нормативные инновации.

Пятая ступень теоретизирования появилась, когда было замечено, что люди формируют коллективы и группы, входят в структурные зависимости друг с другом посредством своей деятельности. М. Вебер обратил внимание на человеческие действия, дела, поступки как основной, исходный материал, из которого формируются все общественные явления, общественные связи и системы. Взаимодействие приводит к установлению социальных отношений.

Социальные отношения – это относительно устойчивые связи между индивидами (вследствие чего они институционализируются в социальные группы) и социальными группами как постоянными носителями разнообразных видов деятельности, различающимися по социальным статусам и ролям в общественных структурах. С этой точки зрения общество можно рассматривать как сложный конгломерат, складывающийся из человеческих действий и последствий этих действий. Для М. Вебера даже столь крупный и сложный социальный феномен, как капитализм, – это конечный продукт массовых действий, действий людей, покупающих, продающих, инвестирующих средства, организующих производство, т. е. воплощающих в жизнь то, что он называл «духом капитализма». Рассмотрение общества в контексте естественных и исторических условий жизнедеятельности позволяет представить общественное производство как постоянный процесс взаимодействия людей и природы с помощью средств труда, осуществляемый в исторически определенных формах экономических отношений. Конечный результат этого процесса – создание материальных и духовных ценностей общества как необходимое условие и материальная форма его жизнедеятельности.

Страница 46