Социокультурные аспекты развития территории - стр. 2
В проекте «Социокультурный портрет региона» будут проведены сравнительные характеристики с общероссийскими данными, которые получены ЦИСИ в 2006 г. в результате пятой волны всероссийского мониторинга «Ценности и интересы россиян», с данными, представленными в сборниках материалов конференций, посвященных реализации программы «Социокультурные портреты регионов России», а также с данными, которые приведены в опубликованных портретах Тюменской (за 2006 г.), Курской (2007 г.), Ульяновской (2007 г.) областей и Республики Карелия (2006 г.). Однако если данные регионов были приведены не по всем параметрам, они исключались из сравнительного анализа. Обозначенные выше субъекты РФ имеют много отличий друг от друга[1], что позволяет определить социокультурное положение Вологодской области среди регионов с различным уровнем социально-экономического развития из соседних округов.
Социологические данные в некоторых случаях сопровождались статистическими показателями для сопоставления субъективной и объективной информации.
Глава 1
Подходы к изучению региона. Социокультурный портрет как отражение жизнедеятельности региона
Регион – понятие многомерное, поэтому при его изучении могут быть использованы различные подходы: системный, цивилизационный, социально-экономический, социокультурный, структурно-функциональный, субъектно-деятельностный и другие. Но наиболее предпочтительным является антропосоциетальный (Н.И. Лапин), поскольку сочетает в себе несколько подходов. Он несет в себе компоненты цивилизационного (этнические, культурные) и формационного (социальные и личностные) подходов. Соответствует структурно-функциональному подходу, изучая структуры и функции объекта, и базируется на социокультурном подходе. Антропосоциетальному подходу близки подходы, ориентированные как на отдельные субъекты и системы, так и на всеобъемлющие структуры.
Данный подход понимается как взаимосвязь трех компонентов: действующих индивидов, культуры и социальности, в которых человек как реальный актор равнозначен социуму.
Рассматриваемый подход основывается на следующих принципах. Прежде всего, каждый человек как биосоциокультурное существо имеет собственные функции, которые порой идут вразрез с функциями других представителей общества, что заключено в принципе противодействия функциям социального действия. Наравне с противодействием существует взаимопроникновение общества и культуры. В то же время несоответствие личности обществу и культуре порождает противостояние акторов этим системам. Неустойчивое развитие общественно-культурной системы создает риск ее трансформации. Распределение интересов акторов также неравномерно, и протекающие социальные процессы имеют разную направленность.