Социальная работа - стр. 2
Не менее важные сведения о быте и нравах восточных славян содержат отечественные документальные источники и произведения литературы: “Повести временных лет” (XII в.), работы выдающихся русских историков С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, С. Ф. Платонова и др. Сведения, полученные из этих источников, приводят к выводу о том, что на формирование гуманистических начал в характере и обычаях древних славян большое влияние оказывали не только основные виды их деятельности (скотоводство, хлебопашество, ремесленничество), но и родовое общественное устройство, а также природно-бытовые факторы и условия (наличие великих русских рек, бескрайних степей и лесов, умеренный климат и др.).
Постепенно складывались и основные формы взаимопомощи в древних славянских общинах: общинно-родовой, хозяйственной, обрядово-культовой. Они также получили отражение в широком круге источников и литературы. К числу, например, общинно-родовой и хозяйственной помощи относят материальную помощь сородичей в критические моменты, защиту и отмщение обид, “потлач” как форму дарения, “помочь” при пожаре, наводнении и других экстремальных ситуациях.
Одной из форм помощи в данный период выступала “вервь” (круговая порука) как древняя форма гражданского права и система взаимоподдержки общинников.
2. Эволюция социального строя и изменение характера благотворительности в России (X – первая половина XVIII в.)
Рассмотрение вопроса связано с характеристикой конфессиональной парадигмы помощи, в основе которой лежат религиозная доктрина, церковная помощь. Основу христианской концепции помощи составляет философия деятельной любви к ближнему. “Возлюби ближнего твоего, как самого себя” – именно в этом смысловом единстве воспринимаются такие понятия, как “призрение” и “милование”. Хотя благотворительность уходит своими корнями в языческие времена, значительное свое развитие она получила лишь после крещения Руси (988 г.).
Существенно, что церковная практика помощи с первых лет христианства развивалась в нескольких формах: монастырской системе и помощи через приходы. Традиционно также продолжала существовать и языческая форма помощи – подаяние, трансформировавшееся в христианский период в милостыню, как форму благотворения.
Важно помнить то, что монастыри в рассматриваемый период становились основными очагами призрения увечных, слепых, престарелых, сирот и вдов. Монастыри и церкви содержали богадельные избы, больницы, скудельницы, училища для писцов. Экономической основой такой деятельности являлась “десятина” (десятая часть поступлений от хлеба, скота, судебных пошлин и т. д.).