Социальная педагогика. Учебник - стр. 67
В связи с диссоциальным воспитанием детей возникает необходимость исправления его последствий. Эту идею активно отстаивал известный российский ученый Дмитрий Андреевич Дриль (1846–1910). Он выступал за необходимость принудительного воспитания несовершеннолетних, допустивших (допускающих) правонарушение. «Их несчастье состоит в том, что они не получали необходимого для них воспитания, которое бы дало желательное развитие зачаткам хороших сторон их характера и ослабило и задержало бы развитие дурных сторон. Поэтому не в уголовной каре нуждаются эти несчастно родившиеся дети, а в разумном воспитании. Только последнее, хотя и принудительно, им должно дать общество…» [5, с. 307].
Политику в области исправления, а также пути ее реализации определяет государство. Оно вырабатывает нормативную базу, создает систему исправления и обеспечивает ее функционирование через:
– пенитенциарные учебно-воспитательные учреждения, куда направляются дети и подростки от 11 до 14 лет с девиантным поведением;
– специальные коррекционные школы для детей с отклонениями в развитии, совершивших общественно-опасные деяния;
– специализированные пенитенциарные учреждения для детей, склонных к наркомании и токсикомании;
– пенитенциарные учреждения открытого типа для получения начального профессионального образования подростками девиантного поведения.
Навязывание, пропаганда и внедрение определенных нравственных ценностей, идеалов, образа жизни народам других стран – это идеологическая, культурная или религиозная экспансия, овладение будущим подрастающего поколения других стран. Такой подход ориентирован преимущественно на детей, подростков, молодежную среду, на отдельные личности. Он осуществлялся и осуществляется через средства массовой информации, негосударственные учреждения, организации, отдельные личности – эмиссаров, принявших предлагаемые идеалы, ценности, культуру и образ жизни.
Истоки такого подхода уходят в глубокую древность. Захватывая чужие территории, завоеватель старался уничтожить национальную культуру, насаждая свою. Практиковалась активная деятельность эмиссаров христианства, разъезжающих по странам мира и активно пропагандирующих, внедряющих в сознание масс учения Христа, расширяя, таким образом, число верующих в него и его учение. Такая деятельность осуществлялась не только словом, но и оружием, создавались и специальные объединения, сообщества. В 1534 г., например, был создан Орден воинов Христа (иезуитский).
В современных условиях это направление находит проявление в деятельности средств массовой информации, различных эмиссаров, общественных движений и организаций по пропаганде и внедрению американских идеалов, ценностей, культуры и образа жизни, религиозных учений в различных странах мира, в том числе и в России. Особенно активна пропаганда американской свободы, демократии, образа жизни и культурных ценностей. Такая деятельность приводит к тому, что многие страны, защищая свои социокультурные ценности, вводят ограничения на деятельность СМИ.