Размер шрифта
-
+

Социальная имитация: опыт анализа символической социальной реальности - стр. 11

. При том что многие в российском обществе в условиях отсутствия полноценного национального рынка труда приобрели опыт работы не по специальности[10], у них просто не оставалось ни времени, ни желания, ни ресурсов, чтобы достичь уровня профессиональной компетентности, что выводит на дилетантизм, посредственные результаты и оценки и в конечном счете на имитационную деятельность. В условиях, когда имитационная личность представляется социально гибкой, как обладающая наиболее востребованным социетальным качеством, формируется ситуация, в которой ни критерии профессионализма, ни компетентности, ни гражданской зрелости не применяются для оценки успеха личности.

Возникшая «неразборчивость» в выборе социально-профессиональных ролей и услуг имеет и другую сторону. Возникает ситуация тотального социального недоверия, когда никто (ни экспертное сообщество, ни отдельные личности) не в состоянии и не может претендовать на реальный социальный авторитет. Одновременно в таких условиях вырастает волна увлечения квазиреальностью в погоне за мгновенным счастьем и успехом. Иными словами, вместо кропотливой постепенной работы личность имитационная жаждет быстрого результата.

Можно сделать вывод, согласно которому имитационная личность не обладает ценностным потенциалом и заключает в себе серийные, одномоментные практики. Заметим, что имитационная личность идет от императива адаптивности к императиву самолегитимации, полагая, что и другие являются такими же или я, по крайней мере, не хуже других.

Можно говорить либо от отсутствии, либо о крайней слабости универсальных критериев оценки деятельности личности, что и понятно в условиях социальной интеграции. Как справедливо писал И. Г. Яковенко, постсоветский человек не просто лишен инакомыслия и модели формирования горизонтальных связей, но и не ориентирован на альтернативные модели[11]. Для него имитация является тем способом, который снимает границы между дозволенным и недозволенным, и, таким образом, та же самая коррупционная проблема есть проблема безучастия, соотнесенности не с властью и гражданским обществом, а номинирования себя в симулятивном пространстве, в котором «проседают» все социально значимые смыслы и функции.

Понятно, что мы описываем некий исходный уровень, на который наслаиваются существующие в обществе поведенческие и деятельностные образцы. Социальная имитация лишь актуализирует соответствующий сценарий поведения. При этом не стоит забывать, что используется традиция как узнаваемая, но имитируемая. Личность в условиях распада и полураспада общественных связей не может относиться к традиции как к регулятору. Он действует по схеме подобия традиции, являясь выпавшим из сети исторической преемственности.

Страница 11