Сочинения. Том II. Энциклики. О святом Иоанне Креста. Молитвенные размышления. Речи и проповеди. Поэзия - стр. 74
Часть III
Год 1989-й
22. Исходя из ситуации в мире, подробно мною изложенной в энциклике «Забота о социальной действительности», можно посмотреть и на целый ряд неожиданных и многообещающих событий последних лет. Их кульминацией, несомненно, стали события 1989 года в странах Центральной и Восточной Европы, но охватывают они более широкий период и географический горизонт. В течение 80-х годов в некоторых странах Латинской Америки, а также в Африке и Азии постепенно стали рушиться сложившиеся режимы диктаторства и угнетения. В других странах делается попытка перейти – пусть с трудом, но плодотворно – к более справедливым политическим формам, позволяющим и большее участие граждан в жизни страны. Важной, даже решающей стала деятельность Церкви по защите и поддержанию прав человека: в той среде, которая была под особо сильным влиянием идеологии, где принадлежность к какой-либо группе заслоняла сознание общего человеческого достоинства, Церковь утверждала со всей простотой и энергией, что каждый, независимо от своих личных убеждений, несет в себе образ Божий, а потому заслуживает уважения. Эта позиция была не раз свойственна подавляющему числу людей, что и приводило к поискам таких форм борьбы и политических решений, которые в большей степени проявляют уважение к достоинству человеческой личности.
В результате этого исторического процесса возникли новые формы демократии, хрупкие структуры которых – политические и социальные – открывают дорогу надежде на перемены, хотя они и отягощены тяжелым наследием несправедливости и зла, не говоря уже о бедственном экономическом положении и серьезных социальных конфликтах. В то время как вместе со всей Церковью я благодарю Бога за то свидетельство, часто героическое, которое дали многие пастыри, целые христианские общины, отдельные верующие, а также другие люди доброй воли в таких трудных условиях, я молюсь, дабы Он поддержал всех в усилиях по созиданию лучшего будущего. На самом деле эта ответственность лежит не только на гражданах названных стран, но и на всех христианах и людях доброй воли. Речь идет о том, чтобы показать, что сложные проблемы этих народов могут быть разрешены путем диалога и солидарности, а не борьбой за уничтожение противника и военными действиями.
23. Среди многочисленных факторов падения режимов угнетения некоторые заслуживают особого напоминания. К решающим факторам, положившим начало изменениям, относится, без сомнения, нарушение прав труда. Нельзя забывать, что фундаментальный кризис систем, претендовавших быть выразителями позиции правительства и даже диктатуры пролетариата, начался с важнейших движений, которые произошли в Польше во имя солидарности. Массы трудящихся отказывались признавать законной идеологию, выступающую от их лица, они находили, а то и заново для себя открывали, опираясь на собственный тяжелый опыт труда и угнетения, принципы и понятия социальной доктрины Церкви.