Сочинения. Том I. Трактат «Личность и проступки». Пьесы. Статьи о театре - стр. 63
Мы собираемся изучать здесь сознание не в отрыве, а в тесной связи с динамизмом и причинностью, поскольку и в действительности, и в человеческом опыте сознание действия тесно связано с сознательным действием. Временное исключение сознания в виде отдельного аспекта является методологическим приемом, своего рода вынесением за скобки, что служит лучшему пониманию того, что находится в самих скобках. Потому-то и название данного раздела говорит не о сознании как таковом, но о личности и поступке в аспекте сознания.
Традиционная интерпретация поступка как actus humanus подразумевает, что сознание в том его смысле, который мы обозначили через определение actus humanus, – это то же самое, что «сознательное действие». В этом же значении «сознание» словно бы целиком растворяется в понятии voluntarium – в динамизме человеческой воли. В такой интерпретации аспект сознания еще не стал ни выделенным, ни исследованным. Меж тем сознание как таковое (сознание в его субстантивном и субъектном значении) вполне может быть выделено в сознательном действии: оно пронизывает собой всю глубинную связь «личность—поступок» и становится ее важным аспектом. Это такой аспект, в котором и бытование личности, и ее действие не только отражаются, но и по-своему создаются. Традиционная концепция actus humanus не столько, может, обходила этот аспект, сколько скорее скрывала его в себе; в ней он был скрыт implicite>13[15].
Концепция actus humanus была, как уже упоминалось, не только реалистической и объективистской, но еще и метафизической. Она воспринимала сознание как то, что «внедрено» [wporządkowane], как бы «впаяно» [wtopione] в действие человека и в его бытие, которое является бытием разумной природы. Согласно этой концепции, человек живет и действует «сознательно», тогда как у его бытования и действия нет в сознании своеобразного источника. Не забудем тут, что, ставя эту проблему, мы как можно дальше отошли от тенденции «абсолютизировать» сознание. Речь идет лишь об извлечении (как бы открытии) того sui generis сознательностного аспекта, который содержится в actus humanus.
В понимании схоластов (где речь шла о человеке как личности), аспект сознательности был, с одной стороны, заключен (а отчасти и скрыт) в «рациональности» (обращаясь к определению: «Homo est animal rationale»[16] или же «Persona est rationalis naturae individua substantia»[17]). С другой же стороны – сознательностный аспект заключался в воле (понимаемой как appetitus rationalis[18]