Размер шрифта
-
+

Сочинения по эпизоду художественного произведения (для школьников и абитуриентов) - стр. 9

Сплетня о сумасшествии Чацкого

(анализ 14–21 явлений из третьего действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Комедия Грибоедова была написана в начале девятнадцатого века, в годы, когда на смену порядкам старой, екатерининской эпохи, начали приходить новые веяния, когда в русском обществе появились новые, передовые люди, не желавшие мириться с отсталостью своей страны, люди, которые искренне хотели служить Отечеству, не требуя за это ни наград, ни чинов.

В центре комедии Грибоедова стоит именно такой человек. Во всем его облике, в фамилии, да и в некоторых поворотах сюжета современники писателя угадывали прототип – П. Я. Чаадаева, русского философа-западника, который за свои передовые идеи и критику тогдашних порядков, подобно Чацкому, был объявлен сумасшедшим. Почему же это произошло? Почему общество отвергло Чацкого? Чтобы понять, как молодого прогрессивного человека записали в сумасшедшие, необходимо разобраться в причинах зарождения сплетни (явления 14–21 третьего действия комедии).

Чацкий – совсем еще молодой человек, который, однако, несмотря на свою молодость, достаточно образован и имеет свой собственный взгляд на многие насущные проблемы современности. Чацкий два года был за границей, где знакомился с передовыми идеями того времени, наблюдал, как живут люди в других странах. Он любит девушку Софью, с которой они вместе выросли в доме ее отца (Чацкий, хотя и дворянин, небогат). Со временем детская привязанность перерастает у Чацкого в нечто большее. Чацкий рад Софье и с порога начинает объясняться в любви. Однако он не знает, что за время его отсутствия Софья полюбила Молчалина, секретаря Фамусова. Весь диалог Софьи и Чацкого строится по принципу контраста. Эмоциональность Чацкого резко противопоставляется холодности и подчеркнутой вежливости Софьи. Ей не нравятся ироничные отзывы Чацкого о московской жизни, об их общих знакомых, особенно же выводит из себя Софью уничижительный отзыв о Молчалине. С первого же появления Чацкого в доме Фамусова между Софьей и Чацким завязываются конфликтные отношения, в лице Софьи Чацкий, не подозревая того, заполучил врага.

Однако конфликт между Чацким и Софьей – это лишь внешний конфликт, который позволяет раскрыться конфликту внутреннему и главному, а именно конфликту между Чацким и «фамусовским обществом». Вернувшись на родину, у Чацкого появилась наглядная возможность сравнить тамошнее и здешнее общество. В своих беглых и нелицеприятных отзывах о московских нравах и общих знакомых Чацкий обрисовывает характерные черты светской жизни, представителей высшего общества. Здесь господствует смесь языков «французского с нижегородским», люди – одни «с криком требуют присяг, чтоб грамоте никто не знал и не учился», другие – изучают науки, правда, нанимая учителей «числом поболее, ценою подешевле». В учителях здесь ходят пьяница-француз, «ученый» с менторски воздетым перстом, внушающий ученикам, что «нам без немцев нет спасенья». В таком обществе и развлечения соответствующие – писание в альбомы стихов, хождение на балы. Причем на этих балах за ширмой прячут человека, чтобы он, создавая летнюю атмосферу, зимой щелкал соловьем, а представление там играют «тощие актеры», принадлежащие толстому устроителю маскарада. Точный, афористичный язык комедии усиливает впечатление, рисуя яркие, выразительные образы.

Страница 9