Сочинения по эпизоду художественного произведения (для школьников и абитуриентов) - стр. 4
«Слово о полку Игореве»
Плач Ярославны
(анализ эпизода «Слово о полку Игореве»)
(перевод Н. Заболоцкого)
Так начинается «Слово о полку Игореве» – письменный памятник старины глубокой, древнерусской культуры, в котором описывается неудачный поход на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича в союзе с Всеволодом, Владимиром и Святославом Олеговичем (1185 г.). По времени написания «Слово» относят к 1187–1188 году. Повествование донесло до наших дней весть о событиях стародавних, о предках наших, о мировоззрении тех времен. Авторство поэмы до сих пор спорно, но, писавший «Слово» обладал талантом рассказчика, сумевшего не только отобразить ратные дела воевод, но и создать блистательную галерею образов князей, простых воинов и русских женщин, особенно детально останавливаясь на образе Ярославны, жены Игоря Святославича.
Плачем Ярославны, скорбящей о поражении дружины Игоря, начинается третья часть поэмы, признанная одним из самых лучших эпизодов «Слова о полку Игореве».
Ярославна – типичный образ русской женщины, занимающий значительное место в идейном замысле поэмы. В образе сосредоточены темы мира, семьи, дома, любви и преданности, самопожертвования и безграничной тоски ждущей мужа с ратного дела женщины. Настолько велико волнение Ярославны, что она готова обернутся птицей лишь бы очутиться рядом с мужем как можно быстрее и омыть его раны. Подобные метаморфозы были свойственны фольклорному творчеству. Для древних притч и песен характерно превращение героев в птиц и животных. Ярославна – дочь своего народа, впитавшая в себя его культуру и традиции, поэтому не удивительно, что говорит она как персонажи песен, плачей и притч своего времени. Мотивы и напевы устного народного творчества слышатся в каждом слове плача Ярославны, поэтому становится понятно, почему кукушкой обернуться хочет героиня.
К моменту отраженных в поэме событий Русь приняла христианство, однако, по художественным образам поэмы, по плачу Ярославны видно, что народ еще не забыл своего языческого прошлого, и традиции верований предков еще крепки в памяти автора. Игорь, к примеру, перед началом сражения, увидав, что «середь бела дня ночная тень ополченья русские покрыла», сразу же засомневался в удачном исходе боя. Кроме того, ярким подтверждение язычества служит обращение Ярославны к силам природы: к ветру, к солнцу, к реке, олицетворяющим языческих богов. Она то упрекает их в том, что не оказали помощи дружине, то умоляет о поддержке. И в то же время Ярославна с могучими силами природы держится на равных, обращаясь к ним на «ты»: