Сочинения по эпизоду художественного произведения (для школьников и абитуриентов) - стр. 17
Она не отнимает руки, которую Онегин осыпает подцелями, стоя перед ней на коленях, но теперь настал ее черед давать наставления. Татьяна ни в чем не винит Онегина и даже благодарит за то, что он не воспользовался ее чувствами. Мало того, она не отрицает, что до сих пор любит его. Однако просит Онегина оставить ее в покое.
Законы бытия для Татьяны непреложны, как и нравственный закон, лежащий в его основе. Однако, несмотря на свое разочарование в Онегине, она остается верна своей любви. Она не проклинает прошлое, не относится с презрением к своим заблуждениям. Это часть ее жизни, часть бытия, а оттого даже заблуждения, которые выпали ей на долю, – благословенны, как благословенна жизнь во всех ее проявлениях. Мудрость, неспособность к предательству (читай – нарушению нравственного закона, лежащего в основе бытия) – свойства, поднимающие образ Татьяны до уровня философского обобщения. Для Татьяны ответ, данный влюбившемуся в нее в конце романа Онегину, очевиден: «Но я другому отдана и буду век ему верна».
Итак, эпизод из пятой главы «Евгения Онегина» – финальное объяснение Онегина и Татьяны – имеет все свойства целого произведения. В нем с необыкновенной яркостью отобразился быт и уклад жизни современной Пушкину эпохи. Вместе с тем в описаниях тех или иных сцен, социальных типов и, в особенности, в лирических отступлениях Пушкин остается верен гуманистическому мировоззрению, которое пронизывает все его творчество, утверждает красоту и благословенность мира, созданного высшей волей вечного Творца.
Как отмечал В. Г. Белинский, «Горе от ума» Грибоедова и «Онегин» Пушкина «положили основание последующей литературе, были школою, из которой вышли Лермонтов и Гоголь». Та этическая основа, которая составляет характерную особенность русской литературы, берет свое начало в творчестве Пушкина, в его гуманизме и в высшей степени нравственном отношении к жизни.
Именины Татьяны Лариной
(анализ эпизода из пятой главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
Творчество Пушкина – это тот фундамент, на котором стоит здание всей русской литературы XIX и XX веков. Пушкин не только новатор в области стиля и создатель русского литературного языка, но и идейный вдохновитель большинства писателей, следовавших за ним. Гуманистический пафос его творчества, идеалы добра и справедливости явились тем источником, из которого черпала вдохновение вся последующая русская литература.