Сочинения по эпизоду художественного произведения (для школьников и абитуриентов) - стр. 14
Основным здесь является безоговорочное осуждение поэтом убийства. Для него убийство не может быть оправдано ничем – ни обычаем, ни светскими предрассудками. По Пушкину, жизнь дает Бог и только он может ее у человека отобрать. Для Пушкина любой человек – это часть Творения, следовательно, и на нем лежит благословение божие, а значит, сам по себе он не может быть плохим. Любое насилие (а равно – зло) – явления для божьего Творения неестественные. Зло привносит в мир человек, однако, не по злому умыслу, а по неведению или заблуждению. Следы таких заблуждений мы видим и в сцене дуэли. Вначале (у Лариных) Онегин из-за пустяка раздражается на Ленского, к этому прибавляется ветреность Ольги. Легкомысленное поведение Онегина, в свою очередь, провоцирует ревность Ленского. Вызвав в ответ друга на дуэль, Ленский, безусловно, погорячился, но череда совпадений зашла уже слишком далеко. Пушкин говорит о том, что противники в любой момент могут примириться, остановить этот ужасный ход событий, но здесь вступают в дело ложные представления о чести («Но дико светская вражда боится ложного стыда»). Пушкин четко разделяет борьбу самолюбий, соперничество и убийство. Признавая, что приятно «дерзкой эпиграммой взбесить оплошного врага», а также из пистолета «целить в бледный лоб», но тем не менее «отослать его к отцам едва ль приятно будет вам». Неестественность, чудовищность происходящего подчеркивается в сцене контрастным противопоставлением живого – неживого: бывший друг, с которым вместе еще совсем недавно пили вино, – и немой костенеющий труп. В лирическом отступлении Пушкин рисует возможное будущее Ленского, которому не суждено осуществиться. «Быть может, он для блага мира иль хоть для славы был рожден», – предполагает автор. Хотя он не исключает и того, что «поэта обыкновенный ждал удел», что со временем он бы остепенился, «расстался б с музами, женился» и прожил бы ничем не примечательную жизнь обыкновенного обывателя. Пушкин сознательно уравнивает в этом отрывке судьбу «выдающейся личности» и обыкновенного человека (что совершенно невозможно, например, для романтиков). Для него важен любой человек, и жизнь его благословенна и неприкосновенна по определению, так как в каждом человеке отразился Творец. Если бы люди это понимали, то они не совершали бы столь чудовищных ошибок.
К числу подобного рода заблуждений Пушкин относит и романтизм (едва ли не постоянной рифмой к которому у него является «эгоизм»). Романтическая маска, которую периодически надевает Онегин и которая практически приросла к лицу Ленского, – во многом причина всех бед, которые происходят с персонажами романа. Ленский перед дуэлью читает Шиллера, потом пишет стихи, полные «любовной чепухи», затем их вслух читает «в лирическом жару, как пьяный Дельвиг на пиру». Далее Пушкин приводит дословно эти стихи, которые являются откровенной пародией на романтические произведения, начиная с расхожих образных штампов и заканчивая «пошлыми» рифмами типа «друг – супруг», «день – сень» и т. д. Заканчивается вся эта поэтическая абракадабра «модным словом» – «идеал».