Размер шрифта
-
+

Собрание творений. Том VII. Избранные письма

1

Л. Соколов. Епископ Игнатий Брянчанинов: его жизнь и морально-аскетические воззрения. Ч. 2. Прил. С. 257–259.

2

Письма епископа Игнатия к разным лицам. Вып. 1. Сергиев Посад: 1913. С. 51–56.

3

Л. Соколов. Ч. 1. Приложен. С. 157–171.

4

Хроника моей жизни. Автобиографические записки высокопреосвященного Саввы, архиеп. Тверского и Кашинского. Т. 3. (1862–1876). Св. Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 358.

5

ГПБ ф. 1000 1924. 171. Жизнеописание епископа Игнатия. Прил. 1. Письмо является ответом преосвященному Феофану (затворнику Говорову), бывшему епископу Владимирскому и Суздальскому, на его письмо; текст приводится ниже:

Ваше преосвященство, милостивейший архипастырь!

Искреннюю приношу благодарность Вашему Преосвященству за дорогой подарок Ваш (1 том «Аскетических Опытов» – Прим. ред.). – Он и без подарения подарок православным. Авось оживит заснувших. И сия благодать пробуждения да сопутствует всякой книжке и всякую душу да проникает при чтении ее.

При всем том добре, которое так веет от книг, содействовать распространению их поудержусь, пока не удостоверюсь в справедливости мнения о вещественности души. – Мысль сию считаю неправославною и опасною. – Приводимые Вами доказательства никак не убедительны. – Но Вы убедились же ими. – И вот присматриваюсь к ним попристальнее – не откроется ли в них какая-либо сторона, способная осветить во мне сей темный предмет. Часто не видишь дела от необычности его. А для меня это – новость первой руки. – Душа – эфирна. – Кто же это думает у нас Богу молиться, чает горнего и ради того отказывается от всего земного и вещественного? – С веществом, как его ни утончайте, духовные явления совсем не вяжутся, и нигде мне не случалось слышать такого учения, – у мыслящих два приема: одни думают, что душа чисто духовна – и светлая, а другие полагают, что она – сама по себе духовная, имеет световую оболочку, с коею не разлучается – ни в теле, ни вне тела. Подобная же оболочка и у Ангелов. Эти оболочки и суть то, что видится в Ангелах и душах отходящих. Разумные же духовные отправления и действия принадлежат чистому духу – душе. – Этой последней мысли я всегда придерживался. Заставляла придерживаться легкость объяснения явлений и видений. Но теперь поколеблен в ней и склоняюсь в первую. Ибо нет нужды в сей оболочке. Ее может привлекать к себе сила духа – физическая, как преобладающая над всем вещественным всякий раз, когда нужно сие. – И дух есть и сею бытовою стороною физическою же, хотя чисто духовною стоит в ряду всех бытствующих и на них действует, по мере дарованной ему силы в творении. – Всяко этого можно и не держаться; не в угоду, однако ж, вещественности души.

Се Вам исповедь моя! Благословите и помолитесь о мне многогрешном. Совсем осуетился. – И очень часто порываюсь на Вашу дорогу. – Когда бы то устроилось сие! – Не вижу ворот по моей близорукости. Иногда бываешь готов за перо взяться и писать прошение о том; да что-то в груди поперечит. – И остаюсь при одном желании. – Будем сидеть у моря и ждать погоды. – А грехи так и тяготят, а страсти так и бьют по бокам. Господи, помилуй нас.

Всех Вам благ от Господа желаю. С глубоким почитанием и совершенной преданностью имею честь быть Вашего Преосвященства покорнейшим слугой, Феофан, епископ Владимирский, 28 мая 1865.

6

Пропуск оригинала. – М. Лозинский.

7

Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских при московском университете. Книга II, М.: 1875. С. 63–102.

8

Письма епископа Игнатия (Брянчанинова) к разным лицам. Вып. II. Сергиев Посад, 1917. С. 61– 119.

9

Из Клировых Ведомостей за 1869 год. Свято-Благовещенской Никандровой пустыни архимандрит Игнатий родился в 1806 году. Из купеческого звания г. С.-Петербурга; в мире именовался Феодор Михайлович Васильев, обучался предметам, преподаваемым в уездных училищах. – Пробыв с 1838 по 1837 год послушником в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре и Троице-Сергиевой пустыни, 2 сентября 1837 года пострижен в монашество, в Троице-Сергиевой пустыни, 5 сентября того же года посвящен в иеродиакона, 21 апреля 1839 года произведен в иеромонаха, 24 мая того же года сделан ризничным, а 8 апреля 1841 года казначеем Троице-Сергиевой пустыни. С 25 февраля 1844 года сделан наместником оной пустыни, 13 апреля 1846 года награжден наперсным крестом. С 17 июня 1847 года по 12 июня 1848 года по случаю увольнения настоятеля Сергиевой пустыни в отпуск, – по указу Св. Синода управлял оной пустыней, с передачей ему всего монастырского имущества и денежных сумм. За исправное управление Сергиевой пустыней в течение года, 28 авг. 1848 года объявлена ему признательность епархиального начальства. 22 марта 1851 года высокопр. Никанором, митр. СПБ и Новгородским, для пользы службы, перемещен из Сергиевой пустыни в первоклассный Юрьев монастырь наместником же. С 3 июня по 2 июля 1852 г., по уезду Новг. д. консистории, за отсутствием архимандрита Сковородского монастыря, управлял оным монастырем. 23 августа 1853 г. определен настоятелем Свято-Благовещенской Никандровой пустыни; объявлялись ему признательности и благословение епархиального начальства. В 1861 году награжден палицею. 30 мая 1865 г. возведен в сан архимандрита. 20 апр. 1869 г. сопричислен к ордену св. Анны 3 степени. Умер 18 декабря 1870.

10

Письма епископа Игнатия (Брянчанинова) к разным лицам. Вып. I. Сергиев Посад, 1913. С. 1–160.

11

Монахиня Александра Васильевна, к которой написаны эти письма, скончалась 23 августа 1844 г. в Ладожском Успенском монастыре.

Страница notes