Размер шрифта
-
+

Собрание творений. Том V. Приношение современному монашеству

1

Откр. 7, 14.

2

Пс. 99, 6.

3

Пс. 68, 3–4.

4

Пс. 142, 3.

5

Пс. 21, 15–16.

6

Пс. 17, 5–6.

7

Пс. 142, 4.

8

Лествица, слово 26, гл. 14.

9

Притч. IV, 26–29.

10

Церковный Устав, гл. 35.

11

Лествица, слово 1, глл. 18 и 19, по переводу на русский язык 1851 года.

12

Там же, гл. 9.

13

Лествица, слово 4, гл. 3 и 5.

14

Книга I V, гл. VIII и IX.

15

Так названо монашество в писаниях многих святых отцов: в Слове о рассуждении преподобного Кассиана Римлянина, Добротолюбие, часть 1; в поучениях авва Дорофея; в Словах святого Симеона Нового Богослова и проч.

16

Лествица, заглавие слова 28-го.

17

Церковный Устав, гл. 37, и Лествица, слово 19, гл. 5.

18

Лк. 28, 14.

19

Лествица, слово 28, гл. 3.

20

Преподобный Пимен Великий. Алфавитный Патерик.

21

Тщательная исправность от чтеца требовалась в древних монастырях. Преподобный Кассиан, кн. II, гл. XI. За ошибку при чтении чтец подвергался епитимии. Преподобный Кассиан, книга IV, гл. XVI.

22

Евр. 13, 15.

23

Церковный Устав, гл. 27.

24

Заимствовано из церковного Устава, Следованной Псалтири и из обычаев благоустроеннейших монастырей российских.

25

Церковный Устав, гл. 29.

26

Преподобный авва Дорофей. Поучение 3, о совести.

27

Преподобный Нил Сорский, слово 5, статья о мере пищи.

28

Церковный Устав, гл. 35.

29

Преподобный Григорий Синаит, главы зело полезные, глава 18. Добротолюбие, ч. 1.

30

Церковный Устав, гл. 35.

31

Там же и в Патерике Алфавитном.

32

Послание к иноку Николаю.

33

Монастырское выражение.

34

Алфавитный Патерик.

35

Писавший эти правила, посещая при первоначалии своем опытнейших старцев, заметил у них этот похвальный обычай.

36

Житие преподобного Симеона Нового Богослова, рукопись; имеется житие сего угодника Божия и печатное издание Оптиной Пустыни.

37

Преподобный авва Дорофей, поучение 4, о страхе Божием.

38

Изречение преподобного Исаии Отшельника. Алфавитный Патерик.

39

Мф. 25, 40.

40

Святой Исаак Сирский, слово 8, и преподобный Симеон Новый Богослов, гл. 125, Добротолюбие, ч. 1.

41

Книга 4, глл. 10 и 11.

42

2 Сол. 3, 6.

43

1 Кор. 5, 11.

44

1 Кор. 15, 33.

45

Пс. 100, 2–7.

46

Пс. 138, 17.

47

Алфавитный Патерик.

48

Еккл. 4, 10.

49

Притч. 8, 19.

50

Алфавитный Патерик и Достопамятные сказания, статья 10.

51

2 Кор. 4, 10.

52

Очевидно, что правила эти, в существенных началах своих, должны быть непременно соблюдаемы, как заключающие в себе постановления апостолов и святых отцов, как принадлежащие к нравственному преданию Церкви. Столько же очевидно, что в мелочных частностях, относящихся к наружному благочинию, должно применяться к требованию и положению каждого монастыря.

53

Четьи-Минеи, житие святого Василия Великого, 1 января.

54

Не Великий, но другой, позднейший инок Скита.

55

Алфавитный Патерик и Достопамятные сказания.

56

Притч. 15, 27.

57

Лев. 15, 31.

58

Мф. 26, 23.

59

Там же.

60

Руководство к духовной жизни преподобных Варсонофия и Иоанна, ответы на вопросы 256 и 258.

61

Святой Исаак Сирский, слово 9.

62

Алфавитный Патерик и Достопамятные сказания, статья о авве Агафоне.

63

Пс. 140, 3.

64

Никифора Монашествующего Слово. Добротолюбие, ч. 2.

65

«Тех, которые претворяются добродетельными, и кожею овчею по наружному виду являют одно, а в сущности по внутреннему человеку суть другое, которые исполнены всякой неправды, исполнены зависти, ревности и злосмрадных страстей, почитают святыми и бесстрастными весьма многие, имеющие неочищенное душевное око и не могущие познать их от плодов их: пребывающих же во благоговении, добродетели и простоте сердца, истинно-святых, пренебрегают как бы обыкновенных людей, оставляют их без внимания и презирают, вменяют за ничто. Таковые говорливого и тщеславного признают учительным и духовным, а молчаливого и хранящегося от празднословия провозглашают невеждою и безгласным. Высокомудрые и недугующие диавольской гордостью отвращаются от говорящих Святым Духом, как от высокомудрого и гордого, более ужасаясь слов его, нежели умиляясь от них; напротив того, они очень похваляют и приемлют тонкословствующего из учености своей или чрева (под слово чрево надо понимать плотское состояние) и лгущего против спасения своего». Преподобный Симеон Новый Богослов, гл. 70, 71 и 72. Добротолюбие, ч. 1.

66

Мф. 28, 19–20.

67

Ин. 14, 21.

68

Ин. 14, 23.

69

Ин. 15, 5–6, 9–10.

70

Мф. 7, 21–23.

71

Мф. 5, 19.

72

См. толкование блаженного Феофилакта Болгарского.

73

Ин. 6, 63.

74

1 Кор. 2, 14.

75

1 Кор. 15, 49.

76

1 Кор. 15, 50.

77

Пс. 27, 27–28.

78

Мф. 25; Ин. 5, 22, 27.

79

Ин. 12, 48–50.

80

Слово 1, гл. 4.

81

Vie des pè res des deserts d’Orient par Michel Ange-Marin. Святой Тихон Воронежский знал на память Евангелие и Псалтирь.

82

Наставление 2-е. М., 1844.

83

Пс. 1, 1–3.

84

Пс. 77, 1.

85

Мф. 7, 24–25.

86

Мф. 7, 26–27.

87

1 Кор. 1, 24.

88

Пс. 36, 29–31.

89

Алфавитный Патерик.

90

Слово 57. Здесь и о винах грехов, равно как и в Слове 56.

91

Изречение аввы Зинона. Алфавитный Патерик.

92

Собеседование 1-е (Collatio) о рассуждении.

93

Пролог, 22 июля.

94

Алфавитный Патерик.

95

2 Цар. 11.

96

Преподобный Нил Сорский, слово 11.

97

Руководство к духовной жизни преподобных отцов Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, ответ 108.

98

Пс. 118, 96.

99

Ин. 12, 25.

100

Мк. 8, 34–35.

101

Лк. 14, 26.

102

Мф. 19, 27–29.

103

Мф. 19, 27, 29.

104

Пс. 140, 5.

105

Сир. 37, 21.

106

Ответ 59.

107

1 Ин. 2, 23.

108

Мф. 15, 8–9.

109

Мф. 6, 1–18.

110

Преподобный Макарий Великий, беседа XXI.

111

Святой Исаак Сирский, слово 61.

112

Пс. 19, 12.

113

Священномученик Петр Дамаскин, кн. 1, о восьми умных видениях. Добротолюбие, ч. 3. – Лествица, слово 27, гл. 26.

114

Во всех благоустроенных общежитиях читается ежедневно на утрени в Благовестнике объяснение дневного Евангелия.

115

Слово 27, гл. 78.

116

Преподобный Симеон Новый Богослов. О трех образах молитвы. Добротолюбие, ч. 1. Преподобный Григорий Синаит. Гл. 11, о чтении, Добротолюбие, ч. 1.

117

Слово 27.

118

Слово 4.

119

Деян. 27, 21–49.

120

Житие преподобного Антония Великого. Четьи-Минеи, 17 января и Vitae Patrum Patrologiae, Т. LXXIII.

121

Алфавитный Патерик.

122

Алфавитный Патерик и Достопамятные сказания.

123

Четьи-Минеи, 1 апреля.

124

Слово 4, гл. 120.

125

Слово 27, гл. 5.

126

Пролог, 9 января.

127

Патерик Печерский и Четьи-Минеи, 14 февраля.

128

Патерик Печерский и Четьи-Минеи, 31 января.

129

Слово 4, гл. 12.

130

Во времена наши в Москве, в доме умалишенных, находился подобный пророк, к которому стекалось множество любопытных. Имя пророку – Иван Яковлевич. Некоторого пустынного монаха посетили московские жители и начали пред ним выхвалять своего пророка. Они говорили, что в даре прозорливства его убедились собственным опытом, спросил его о своем родственнике, находившемся в Нерчинске в каторжной работе. Иван Яковлевич с час времени не давал ответа. Когда вопросившие понуждали скорее дать ответ, то он сказал им: а до Нерчинска далеко ли? Они отвечали: более 6000 верст. – Так скоро ли туда сбегаешь! – возразил пророк. Ответ его состоял в том, что у ссыльного обтерлись ноги до крови. Чрез несколько времени вопрошавшие получили от Нерчинского родственника письмо, в котором он описывал тяжесть своего положения и упоминал, что ноги его обтерты до крови кандалами. «Представьте себе, каково прозорливство Ивана Яковлевича!» – заключили таким возгласом рассказ свой москвичи. Монах отвечал: «Прозорливства тут нет, а тут – очевидное сношение с падшими духами. Святой Дух не имеет нужды во времени: Он немедленно возвещает тайны и земные, и небесные. Иваном Яковлевичем послан был находившийся при нем бес из Москвы в Нерчинск и принес сведение пустое, вещественное, удовлетворяющее тщеславию пророка и любопытству плотских людей, его вопрошавших. Святой Дух всегда возвещает что-либо духовное, душеспасительное, существенно нужное, а падший дух возвещает всегда что-либо плотское, как пресмыкающийся по своем падении в греховных страстях и вещественности. – В образец действия и характера, принадлежащих святому прозорливству, даруемому Богом, представляем замечательное событие из церковной истории. Святой Афанасий Великий, архиепископ Александрийский, поведал епископу Аммонию о бегстве своем от императора Иулиана богоотступника, говорит: «В эти времена я видел великих мужей Божиих, Феодора, настоятеля Тавенисиотских монахов, и Паммона, авву монахов, живших в окрестностях Антинои. Я, вознамерившись укрыться у Феодора, взошел в его лодку, которая была прикрыта со всех сторон; Паммон сопутствовал нам по чувству уважения. Ветер не благоприятствовал; я молился в стесненном сердце; монахи Феодора, вышедши на берег, тащили лодку. Авва Паммон, видя печаль мою, утешал меня. Я отвечал ему: поверь мне, что сердце мое не имеет столько мужества во время мира, сколько имеет во время гонений: потому что, страдая за Христа и укрепляемый Его благодатью, уповаю получить тем большую милость от Него, хотя бы и убили меня. Еще я не кончил этих слов, как Феодор взглянул на авву Паммона и улыбнулся; Паммон взаимно взглянул на небо, улыбаясь. Я сказал им: с чего смеетесь вы словам моим. Не обвиняете ли меня в робости? Феодор, обратясь к Паммону, говорит: скажи Патриарху причину нашего смеха. Паммон отвечал: это принадлежит тебе. Тогда Феодор сказал: сей час убит Иулиан в Персии, как предрек о нем Бог: презорливый и обидливый муж и величавый ничесоже скончает (Авв. 2, 5). Восстанет император христианин, муж превосходный, но жизни краткой. Почему не углубляйся в Фиваиду, не утруждай себя, но тайно отправься навстречу новому императору: ты увидишься с ним на пути, будешь принят им очень благосклонно и возвратишься к своей Церкви, а его возьмет Бог скоро из этой жизни. Все и случилось так» (Sancti Athanasii opera, tom 2, pag. 979–982.)

131

Монах Иоанникий был родной племянник Феодора. По кончине Феодора он не прекращал общения с Леонидом и впоследствии для сожительства с ним переместился в Оптину Пустыню.

132

Пс. 9, 30.

133

Добротолюбие, ч. 1.

134

Четьи-Минеи, 15 мая.

135

Слово о духовном законе, гл. 34.

136

Ответы 1–54.

137

Еф. 5, 16. – Ответ 311.

138

Смотри житие преподобных Антония Великого, Онуфрия Великого и других отшельников и затворников.

139

Ответы 312, 313.

140

Слово 8, гл. 10, 18, 21, 25. – Слово 27, гл. 13, 36.

141

88 глава преподобного Симеона Нового Богослова. Добротолюбие, ч. 1.

142

Святой Григорий Синаит, главы 128, 131, 132. Добротолюбие, ч. 1.

143

По отпадении Западной Церкви от Восточной.

144

Преподобный Кассиан. Об уставе общежитий, кн. 2, гл. 3.

145

Мф. 15, 14. Преподобный Симеон Новый Богослов, гл 32 и 34. Добротолюбие, ч. 1.

146

Слово 8.

147

1 Кор. 7, 23.

148

Еф. 6, 6.

149

Гал. 1, 10.

150

Рим. 6, 16.

151

Быт. 30, 39.

152

Патерик Алфавитный и Достопамятные сказания.

153

Лествица, слово 4, гл. 3.

154

Слово 1.

155

2 Сол. 2, 10–12.

156

Мф. 9, 29.

157

Алфавитный Патерик, буква Ф.

158

Четьи-Минеи, 9 июля.

159

2 Сол. 3, 6.

160

Алфавитный Патерик.

161

Четьи-Минеи, 17 января.

162

Пс. 11, 2–3.

163

Глава 33, Добротолюбие, ч. 1.

164

Ин. 5, 39.

165

Рим. 15, 4. Предисловие к Уставу или Преданию.

166

Преподобный Нил Сорский. Предание. Не лишним будет заметить здесь, что преподобный Нил Сорский хотя имел благодать Божию, но не дерзал объяснять Писания самопроизвольно, а последовал объяснению, сделанному отцами. Путь смиренномудрия есть единственный верный путь ко спасению.

167

Мф. 12, 36.

168

Пс. 11, 4–5.

169

1 Пет. 4, 10–11.

170

1 Кор. 7, 23.

171

Здесь говорится не о наружном послушании монастырском, не о трудах и занятиях монастырских, назначаемых монастырским начальством, но о послушании нравственном, сокровенном, совершаемом в душе.

172

Мнение священномученика Петра, митрополита Дамасского, и других отцов. Добротолюбие, ч. 3.

173

2 Тим. 4, 2.

174

Алфавитный Патерик и Достопамятные сказания об авве Мака рии Городском, гл. 2.

175

Пс. 29, 6.

176

1 Кор. 2, 11.

177

Пс. 142, 10.

178

Пс. 118, 18.

179

Пс. 118, 19.

180

Ин. 6, 38–40.

181

Ин. 12, 49–50.

182

Гал. 5, 24; Кол. 3, 9–10.

183

Рим. 12, 2.

184

Ин. 1, 18.

185

Ин. 17, 6, 26. Смотри объяснение блаженного Феофилакта Болгарского.

186

Ин. 17, 6, 26. Смотри объяснение блаженного Феофилакта Болгарского.

187

Еф. 6, 16.

188

Святые Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 16. Добротолюбие, ч. 2.

189

Евр. 11, 33–34.

190

1 Пет. 5, 6–7.

191

Дан., гл. 3.

192

Мф. 18, 7.

193

Мф. 24, 6.

194

Лк. 21, 16–17.

195

Ин. 16, 2, 33.

196

Лк. 21, 18.

197

Лк. 21, 19.

198

Деян. 21, 14.

199

Мф. 16, 22–23.

200

Пс. 118, 6–7.

201

Пс. 24, 5.

202

Лествица, слово 26.

203

Мф. 22, 37–40.

204

1 Ин. 2, 23.

205

2 Ин. 1, 6.

206

Алфавитный Патерик и Достопамятные сказания, гл. 9.

207

Алфавитный Патерик и Достопамятные сказания, гл. 37.

208

Слово 6, о рае и духовном законе.

209

Мф. 5, 21–48.

210

Мф. 7, 1–12.

211

Мф. 18, 23–35.

212

Главы 125, 126. Добротолюбие, ч. 1.

213

Слово 8.

214

Мф. 25, 40.

215

В книге поучений преподобного аввы Дорофея сказание о преподобном Досифее.

216

Быт. 18.

217

Быт. 19. Лавсаик и Алфавитный Патерик.

218

Пс. 66, 32.

219

Мф. 9, 16; Мк. 11, 19; Лк. 5, 34–35. Преподобный Кассиан, кн. V, о чревообъядении, гл. 24.

220

1 Тим. 1, 15.

221

Слово 89.

222

Лествица, слово 28, гл. 33.

223

Преподобный Макарий Великий, слово 3, гл. 1.

224

Мф. 22, 37–40.

225

Выражение это принадлежит святому Иоанну Лествичнику, Слово 28.

226

Лествица, слово 28, гл. 34.

227

Пс. 40, 12–13.

228

Мф. 6, 14–15; 7, 2; Лк. 6, 37–38.

229

1 Кор. 6, 11.

230

Сир. 18, 23.

231

Слово 28, гл. 4.

232

Мк. 11, 25–26.

233

Пс. 50, 18–19.

234

Слово 55.

235

Пс. 142, 2.

236

Пс. 50, 6.

237

Пс. 142, 2.

238

Лествица, слово 28, гл. 1.

239

Кол. 4, 2; слич. Флп. 4, 6.

240

Сол. 5, 17–18.

241

Кол. 2, 6–7; Флп. 4, 4–6.

242

Слово 28, гл. 17.

243

Еф. 6, 17.

244

Заимствовано из Лествицы, слово 28, гл. 1.

245

Алфавитный Патерик и Достопамятные сказания о авве Агафоне, гл. 9.

246

Святые отцы говорят: «Никогда не прими, если б ты увидел что-либо чувственное или мысленное, вне или внутри тебя: будет ли это вид Христа, или ангела, или какого святого, или мечтательное изображение света в уме. Пребывай, не веруя этому, и не благоволи о этом. Непрестанно блюди ум твой необразным, незапечатленным чем-либо при посредстве воображения, безвидным, внимая единственно словам молитвы». Добротолюбие, ч. 2. Каллист и Игнатий Ксанфопулы, о безмолвии и молитве, гл. 75.

247

Алфавитный Патерик.

248

Пс. 24, 18.

249

Канонник. Издание святой Киево-Печерской Лавры.

250

Преподобный Симеон Новый Богослов, о трех образах молитвы. Добротолюбие, ч. 1.

251

Слово 27, гл. 33.

252

Слово 27, гл. 77.

253

В слове о трех образах молитвы, о третьем образе. Добротолюбие, ч. 1. «Да упражняется в псалмопении, сиречь, да молится усты».

254

О безмолвии в 15-ти главах: гл. 4, о еже како подобает пети. Добротолюбие, ч. 1.

255

Иоил. 2, 32.

256

Рим. 10, 13.

257

Рим. 10, 9.

258

Деян. 4, 8–10, 12.

259

Ин. 13, 31; 14, 15, 16.

260

Заимствовано из 10-й главы святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, о безмолвии и молитве. Добротолюбие, ч. 2.

261

Ин. 14, 13–14.

262

Ин. 16, 23–24.

263

Ин. 14, 26.

264

Гл. 12. О безмолвии и молитве святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов.

265

Преподобный Нил Сорский, слово 7.

266

Лествица, слово 28, гл. 46.

267

Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 21. Добротолюбие, ч. 2.

268

Мф. 7, 7.

269

Лк. 18, 7–8.

270

1 Сол. 5, 17.

271

1 Тим. 2, 8.

272

Святой Исаак, слово 69.

273

Пс. 85, 3–4.

274

Добротолюбие, ч. 2.

275

Добротолюбие, ч. 2.

276

Добротолюбие, ч. 2.

277

Глава 53 Ксанфопулов о безмолвии и молитве. Добротолюбие, ч. 2.

278

О силах души смотри главы преподобного Филофея Синайского. Добротолюбие, ч. 2.

279

2 Кор. 6, 16.

280

Преподобного Пимена Великого спросили, что значат слова Писания: Причастник аз есмь всем боящимся Тебе и хранящим заповеди Твоя? (Пс. 118, 63). Преподобный отвечал: «Это говорит о себе Святой Дух». Алфавитный Патерик.

281

Пс. 118, 32.

282

Издание Оптиной Пустыни 1847 года.

283

Книга 1-я, о осьми умных видениях. Добротолюбие, ч. 3.

284

Книга 1-я, о осьми умных видениях. Добротолюбие, ч. 3.

285

Слово 27, глл. 10 и 11.

286

Слово 25, гл. 11.

287

Преподобный Кассиан. Книга V, о духе чревообъядения, гл. XXIV.

288

Иов. 15, 15.

289

Совет святого Иоанна Лествичника. Лествица, слово 7, гл. 10.

290

«Vita sancti Pachomii, abbatis Tabennensis. Patrologie, Tom LXXIII.

291

Мф. 7, 13.

292

Ин. 16, 33.

293

Ин. 15, 18–19.

294

Ин. 16, 2–3.

295

Мф. 10, 16.

296

Сир. 2, 1–6.

297

Лк. 6, 22, 25.

298

Мф. 9, 13.

299

Святитель Тихон Воронежский. Келейное письмо 99, XV.

300

Лк. 23, 40, 43.

301

Евр. 11, 37, 13.

302

Евр. 13, 12–13.

303

Евр. 12, 8.

304

Евр. 12, 6.

305

Откр. 3, 19.

306

Мк. 10, 21.

307

Деян. 20, 24.

308

Иак. 1, 2.

309

Мф. 5, 11–12.

310

1 Пет. 2, 21.

311

Лк. 14, 27.

312

1 Пет. 4, 19.

313

Пс. 33, 20.

314

Флп. 1, 29.

315

Пс. 33, 22.

316

Пс. 36, 7, 1–2.

317

Пс. 72, 3–6.

318

Евр. 12, 5.

319

2 Кор. 1, 8–10.

320

2 Кор. 12, 7–10.

321

Гал. 6, 14.

322

Ин. 15, 2.

323

Ин. 15, 4.

324

Ин. 15, 6.

325

Пс. 120, 3.

326

Втор. 6, 16; Мф. 4, 7.

327

Сир. 2, 7–18.

328

Ин. 19, 10–11.

329

Лк. 21, 19.;Мф. 24, 13; Евр. 10, 38.

Страница notes