Собрание творений. Том III. Слово о смерти. Слово о человеке
1
Случалось слышать и отвержение существования души! Так умствующие утверждают, что в нас находится непостижимая жизненная сила, еще неразгаданная наукой, подобно как и во всех животных, действующая только во время жизни тела и умирающая вместе с ним, – что ты нисколько не выше прочих животных; что признаем себя высшими их только по гордости нашей. Суждение это принадлежит тем, которые, по пословице, не слышат в себе души! Конечно, по причине преобладающего плотского состояния, причем весь человек делается плотью (Быт. 6, 3).
2
Ин. 3, 8; Евр. 2, 14.
3
Мф. 28, 19, 20.
4
Мф. 7, 21–23.
5
Ин. 14,21–24.
6
Преподобный Марк Подвижник. О законе духовном, гл. 32. Доброт., ч. 1.
7
Мф. 13,52.
8
«Отрекшиеся от мира, хотя и алфавита (азбуки) не знают, но мудрейшими бывают, Божиим просвещаемы светом, паче тех, которые все Писание знают, но ищут в мире сем прославиться. Писание бо Святое дано нам от Бога ради спасения нашего и прославления имени Божия: ради того должно его читать, и поучаться, и внимать. А когда ради прославления нашего читаем и тщимся знать, то оно не только не в пользу, а во вред будет нам». Святой Тихон Воронежский, том 15, письмо 32.
9
Мф. 22, 30; 25, 41.
10
Иез. 28, 8, 12.
11
Алфавитный Патерик и достопамятные сказания об Исааке Великом, пресвитере Келий. Келиями называлась отдельная пустыня, соседняя к горе Нитрийской.
12
Пс. 11, 1–3.
13
2 Тит. 3, 13.
14
Алфавитный Патерик, изречения пр. Пимена Великого.
15
Еф. 6, 12.
16
Преподобный Макарий Великий. Слово 7, гл. 31.
17
Его же Слово 4.
18
Быт., гл. 2 и 3.
19
Слово 6, гл. 13.
20
Слово 74.
21
Этот образ обольщения в настоящее время находится в особенной моде у бесов, по особенному расположению современных человеков доверять ему.
22
2 Кор. 11, 14–15.
23
Деян. 16,17.
24
Мк. 1,24;Лк. 5, 34.
25
Vita sanct. Pachomii, cap. XLIX, Patrologiae Tom. LXXIII.
26
Иов. 1.
27
3 Пар. 22, 19–23.
28
Четьи-Минеи, 7 сентября.
29
Чис. 22.
30
Св. Исаак Сирский. Слово 1.
31
Быт. 3, 21.
32
Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной Веры, кн. 3, гл. 1
33
Быт. 8, 21.
34
Прп. Кассиан. Собеседование 8, гл. 12.
35
Евр. 5, 14.
36
Чис. 22, 31.
37
4 Пар. 6, 17–20.
38
Лк. 24, 16–31.
39
Пр. Исаак Сирский. Слово 36.
40
Африкой называлась в Римской Империи Карфагенская область. См. Четьи-Минеи, житие св. мученика Артемия, 20 октября.
41
Четьи-Минеи, 22 сентября.
42
Пс. 54, 23.
43
Четьи-Минеи, 24 октября.
44
Преподобный Исаак Сирский. Слово 65.
45
Флп. 3,12–14.
46
Мф. 5, 4. Четьи-Минеи, 29 декабря.
47
Беседа 8, гл. 6.
48
Лествица. Слово 3, о сониях.
49
Святой апостол Павел определил так значение волхва; исполненный всякого коварства и всякого злодеяния, сын диавола, враг всякой правды (Деян. 13, 10). При чтении Четьих-Миней можно получить достаточное понятие о волхвах.
50
Четьи-Минеи, смотри житие Василия Великого 1 января: Повесть о Феофиле, падшем и покаявшемся, 23 июня.
51
Быт. 31, 24.
52
Быт. 31, 30.
53
Числ 22, 23,24, 31.
54
1 Цар. 15, 22, 23.
55
1 Цар. 28. – Смотри о сем различные мнения в Четьих-Минеях, 11 марта, в житии священномученика Пиония, пресвитера Смирнского, и в примечаниях к сему житию. Мог явиться Саулу демон в виде пророка, и наугад произнести пророчество, основанное на прежних истинных проречениях и на ходе дела; мог явиться, по пущению Божию, и сам Самуил, ибо ветхозаветные праведники до пришествия Христова содержались во аде и находились под властью диавола, хотя и не в такой степени, в какой грешники и нечестивцы.
56
Цар. 7, 6.
57
См. житие прп. Макария Желтоводского, 15 июня, Четьи-Минеи.
58
Чис. 22, 23.
59
Слово 41.
60
Быт 14, 18.
61
Пролог, 23 февраля.
62
Св. Исаак Сирский. Слово 2.
63
Иов. 1,7.
64
Быт 3,14.
65
Прп. Макарий Великий. Слово 4, гл. 6 и 7.
66
Флп. 3, 20.
67
Маронитский месяцеслов, Sancti Antonii magni opera, Patrologiae Craecae, Том XL, pag. 960.
68
Четьи-Минеи, житие преподобного Антония Великого, повесть о Зерефере. «Великий в совершенных отцех, преподобный Антоний, прозорлив сый, прешед бесовские искушения, ктому ни во что же коварство их вменяше: и многажды зряше чувственными очесы и Ангелы и бесы».
69
Historia Lavsaica cap. XXVIII. Patrologiae Craecae Tom. XXXIV.
70
Patrologiae Craecae Tom. XXVI. Vita s. Antonii pag. 873, 874–907, 908.
71
Притч. 4, 23.
72
По иному чтению: «искусных в обольщении». Patrologiae, Tom. 73. pag. 137.
73
Еф. 6, 12.
74
По иному чтению: «Необычайное множество их летает в этом воздухе; недалеко от нас протекает полчище врагов». Pag. 137.
75
По иному чтению: «Бог не сотворил ничего такого, что само по себе было бы злым. Не по Его установлению демоны получили свое начало; причиною их превращения было не естество, а воля. Бог создал их благими; но они по произволению собственного духа низверглись с неба на землю, где, пресмыкаясь в смрадной тине, учредили нечестивые верования язычества. Ныне, терзаясь завистью к нам, они непрестанно устрояют нам всевозможные напасти, чтоб мы не наследовали престолов, которые прежде принадлежали им. Многоразлична и многообразна злоба их. Некоторые из них ниспали в самую глубину испорченности; другие, по сравнению с самыми злыми, представляются не столько лютыми; но все они по возможности сил устрояют различные брани против каждой добродетели, против каждого подвижника. По этой причине необходимо просить у Бога дар рассуждения духов (1 Кор. 12, 10), чтоб мы, провидя козни и ухищрения их, могли против разнообразных нападений их воздымать одно и то же знамя – Крест Христов». Pag. 137.
76
2 Кор. 2, 11.
77
По иному чтению: «Люта ненависть падших духов ко всем христианам, в особенности к монахам и к посвятившим свое девство Христу. На пути их духи расстилают сети, умы их стараются совратить противозаконными и скверными помышлениями. Но это не должно поражать вас страхом: козни демонов тотчас сокрушаются молитвами верных (христиан) к Богу и их постами. Однако если демоны прекратят брань на короткое время, то не подумайте, чтоб это было знаком совершенной победы над ними. Им обычно восставать, когда они будут уязвлены, с большей жестокостью, и возобновлять нападение, изменив образ борьбы. Когда они ничего не успеют, действуя помыслами, тогда стараются поколебать страхованиями – принимают вид то женщин, то зверей, то змей, то необыкновенной величины исполинов, то являются как бы полки воинов. Все такие привидения исчезают при первом крестном знамении. Когда эти средства обмана будут познаны и останутся тщетными, тогда они начинают пророчествовать, покушаются предсказывать события наступающих дней. Когда же и в этом будут попраны, тогда призывается ими на помощь для борьбы с подвижниками сам начальник нечестивого их сонмища, глава и полнота всякого зла». Pag. 138.
78
Иов. 41, 9-13.
79
Иов 41, 18, 22–23.
80
Исх. 15, 9.
81
Ис. 10, 14.
82
Здесь указывается на велехваление демона, изображенное в приведенных выше местах Священного Писания.
83
Великий египетский отшельник описывает велеречие, необыкновенные обещания, провозглашенные демонами с целью обольстить и обмануть человеков, также чудовищные привидения, представляемые демонами, их неимоверные и тщетные угрозы. Разнообразными средствами демоны усиливаются увлечь человеков в повиновение себе, являясь им чувственно. Внимательный делатель заповедей Христовых может усмотреть точно такое действие бесов, когда они невидимо приближаются к душе, стараются подействовать на нее помыслами и мечтаниями. Желая склонить человека к сладострастию, они представляют ему в воображении живописные соблазнительные образы и многочисленные средства к удовлетворению плотского вожделения. Желая обольстить тщеславием, – представляют в обольстительной картине земное преуспеяние. Желая оковать сребролюбием, – представляют продолжительную и тягостную старость, также предлоги, на которых зиждется этот порок. Словом сказать: они и обольщают, и угрожают, – всеми средствами стараются окрасть веру в Бога, отвлечь от последования заповедям Евангелия, привлечь под свое водительство. С тем, кто покорится бесам, они поступают жестоко, поступают как злейшие враги, предлагавшие все с одним намерением, с намерением нанести всевозможный вред. Склонившегося на искании славы иногда поражают бессилием сряду после сказанного повиновения лести, – иногда как будто удовлетворяют в течение продолжительного времени с тем, чтоб ввести в затруднительное положение, в погибельную пропасть. Когда оставит человека десница Божия на его постоянное и намеренное порабощение страсти, тогда демоны повергают его во все виды уничижения. Так поступают они и со сребролюбцем, и со сластолюбцем. Они обольщают греховным наслаждением, чтоб излить в повинующегося им свою смертную горечь; они обольщают обилием благ, чтоб тем вернее ввергнуть в пропасть бедствий; они угрожают бедствиями, чтоб человек, отрекшись от упования на Бога, хранящего человеков от нашествия бедствий и в нашествии бедствий, уклонился к мерам сохранения себя, предлагаемым демонами, и впал в бедствия, самые запутанные, неисходные.
84
По иному чтению: «Обычно демонам иногда петь псалмы в стройном согласии, причем – о нечестие! – они произносят нечистыми устами святые изречения Писания». Pag. 139.
85
По иному чтению: «Когда спим – они побуждают нас на молитву, чтоб отнять сон всей ночи. Многие из них, принимая вид почтенных монахов, склоняют братию к подробному рассматриванию преждесодеянных грехов, известных бесам, чтоб возобновить ощущение услаждения этими грехами или чтоб привести в отчаяние. Должно презирать обличение в грехах, приносимое бесами, должно презирать их коварные советы, когда они склоняют к посту, или возбуждают к всенощному бдению. Они принимают вид, нам знакомый и близкий, именно с той целью, чтоб удобнее вредить под личиной добродетели, чтоб удобнее впустить свой яд, чтоб обмануть простосердечие благовидной наружностью. Впоследствии же, когда сблизятся с теми, которым являются, внушают им, чтомонашеский подвиг невыносим и невозможен; представив начатое монашеское жительство бременем тяжким, приводят в безнадежие, безнадежием в уныние, унынием в совершенное расслабление». Pag. 139. Таково же коварство и такова же цель у демонов, когда они действуют помыслами или через человеков, преданных чувственности и миру. Демоны оклеветывают монашеское жительство, называя его противоестественным и невозможным; внушением этих ложных понятий, они стараются охладить ревность подвижника, ввергнуть его в небрежение о спасении, потопить в плотской жизни и в угождении страстям.
86
Авв. 2, 15.
87
Лк. 4,41.
88
Пс. 49, 16.
89
Пс. 38, 2.
90
Пс. 37, 14.
91
Благоразумное и осторожное поведение, предписываемое по отношению к демонам при чувственном явлении их, должно быть строго наблюдаемо и тогда, когда они действуют одними помыслами. Действуя помыслами, они стараются, как и при чувственном явлении, осквернить и извратить всякую добродетель своей примесью, чтоб поколебать и ниспровергнуть жительство подвижника, чтоб поколебать и ниспровергнуть в нем нравственные понятия, понятия, на которых зиждется истинно благочестивое жительство. Демоны внушают иноку возложить на себя неумеренный пост, неумеренное бдение, обременительное молитвенное правило, излишнюю скудость в одежде, излишнюю ревность к телесным трудам, чтоб ввести в высокоумие, или, истощив силы и здоровье, сделать неспособным к благочестивому подвигу. Богоугодную печаль плачущего о грехах они стараются усилить и превратить в печаль погибельную, примесив к раскаянию о грехах безнадежие в получении прощения; от безнадежия приводят к отчаянию. Выставляя любовь к ближнему в благовидный предлог, они научают часто выходить из кельи для посещения братии, и в свою келью непрестанно принимать и приглашать посетителей. Этим отторгают от плача и прочих душеполезнейших занятий, возможных не иначе, как на лоне уединения и безмолвия; этим вовлекают в рассеянность, от которой помрачается ум, и побеждение соблазнами делается очень удобным. В исповедание истинной веры, в это основание спасения человеков, демоны стараются ввернуть свою примесь и святую веру превратить в зловерие или ересь, – этим уничтожить все значение веры. Что такое – ересь? Ересь есть примесь к откровенному Богопознанию учения, заимствованного из плотского мудрования, общего отступникам духам и отступникам человекам. Откровенное Богопознание преподано Самим Богом; оно не терпит никакой примеси, оно вполне отвергается как прямым отрицанием, так и примесью. Такая примесь – отрицание прикрытое.
92
Ин. 8, 44.
93
4 Цар. 19, 35.
94
Иов 1,15–22,2,1-17.
95
Мф. 8, 8, 31.
96
Под благочестием во Христе разумеется строгое Православие, соединенное со строгим жительством по заповедям Евангелия.
97
Лк. 10, 19.
98
Patrologiae Graecae. T. 26. S. Athanasii Tom. 11. Vita S. Antonii, pag. 889–890. – Et Ceptot rotj cr menot pomati mallon twu anqr pwn пр.
99
По иному чтению: «Если бы они (демоны), представляя себя имеющими предвидение, возвестили о пришествии братии, и случилось, что придут те, о которых они предвозвещали, то и тогда не должно дозволять себе доверенности к их лжам. Они для того лишь предвозвещают о приходящих, чтоб возвещением этим насадить доверенность к себе, и после, по причине доверенности, иметь свободный доступ со своими обманами. В таких предсказаниях христианин не должен видеть никакого чуда. Не только они, по тонкости (места) естества свободно странствующие повсюду, могут предупредить идущих пешком, но и человеки, севши на быстрых коней, предвозвещают о приходящих пешеходах. Они возвещают не то, что еще не начало совершаться – один Бог знает будущее – но, увидев что-нибудь, начавшееся совершаться, возвещают о нем, и этим способом насевают, подобно ворам, доверенность к себе в неимеющих духовного разума. Таким образом мог бы юноша, одаренный быстротою бега, возвестить находящимся в дальнем расстоянии о нынешнем собрании нашем и о том, о чем мы беседуем, прежде, нежели кто-нибудь из нас пришел в то место. Сказанное может быть объяснено фактами. Если кто из Фиваиды или из города какой-либо другой страны отправится в путь, то демоны, увидев его идущим, могут, по причине вышеупомянутой быстроты своей, предсказать о пришествии его. Таким же образом предсказывают они о наводнении Нила, когда увидят, что в Эфиопии пошли большие дожди, от которых река наполняясь, обыкновенно выступает из русла, перебегают в Египет и возвещают о наступлении наводнения. Это могли бы легко возвещать и человеки, если бы они были одарены от природы такой быстротою». Pag. 141.
100
2 Цар. 18, 24.
101
По иному чтению: «Демоны, осматривая все с величайшим тщанием, передают друг другу вести, быстро перебегая. Если случится, что начатое, по мановению Божию, не будет приведено к концу, то есть, если путешественник воротится с половины дороги, или разнесены будут ветром дождливые облака, тогда открывается обман вместе и обманывавших и тех, кто верил им». Pag. 141–142.
102
Состоянием естественным отцы называют то состояние, в котором человеки сотворены. Состояние падения они называют нижеестественным.
103
4 Цар. 5, 26.
104
4 Пар. 6, 17.
105
Ис. 42, 2.
106
По иному чтению: «Вид святых Ангелов – приятный и спокойный: они не спорят между собою, не кричат, – столько тихи, что не слышится голос их. Являясь с благостью и тихостью, изливают в душу радость, наслаждение, извещение». Pag. 142.
107
Лк. 1,13.
108
Мф. 28, 5.
109
Лк. 2, 10.
110
Ин. 8, 56.
111
Лк. 1,41.
112
Мф. 4, 10; Втор. 13, 4.
113
Лк. 10,20.
114
Мф. 7, 22–23.
115
1 Ин. 4, 1.
116
2 Кор. 12, 11.
117
Пс. 19, 8.
118
Пс. 37, 14.
119
Человек, при видении духов – так как это состояние находится вне обычного порядка – не может тотчас дать себе верного отчета, совершается ли видимое им на самом деле, или это – только видение. Деян. 12, 9.
120
Рим. 8, 35.
121
Лк. 10,18.
122
1 Кор. 4, 6.
123
Пс. 9, 7.
124
Нав. 5,13.
125
Дан. 10,20.
126
Иное чтение, местами вписанное здесь в выносках, есть перевод греческого текста на латинский Евагрием. Этим чтением пользовался святой Димитрий Ростовский, составляя жизнеописание преподобного Антония Великого. Евагрий сознается в недостаточной точности своего перевода, но перевод этот, будучи сделан иноком, имевшим опытное знание отшельнической жизни, имеет свою цену. Достопамятные сказания, изречения прп. Пимена Великого, гл. 90.
127
Слово 55.
128
Четьи-Минеи, житие прп. Исаакия – 14 февраля, житие прп. Никиты – 31 января.
129
1 Пет. 5, 8.
130
Четьи-Минеи, 1 сентября.
131
Прп. Макарий Великий. Беседа 26, гл. 3.
132
Гл. 73. Доброт., ч. 2.
133
Мф. 24, 4.
134
Такое поклонение воздал диаволу, явившемуся в виде Христа, прп. Исаакий Печерский, и страшно пострадал.
135
Апреля в 22 день.
136
Последняя из глав зело полезных прп. Григория Синаита. Доброт., ч. 1.
137
Мф. 7,16,20.
138
Евр. 5, 14.
139
Рукопись.
140
Четьи-Минеи, житие прп. Пахомия Великого, 15 мая.
141
Быт. 3.
142
Быт. 4.
143
1 Кор. 9, 22.
144
Слово 7, гл. 7.
145
Мф. 4, 11.
146
Лествица. Слово 27, прп. Нил Сорский. Слово 11, Пролог, 9 января, о монахе, прельщенном бесами, житие прп. Никиты Печерского, Четьи-Минеи 31 января.
147
Прп. Нил Сорский. Слово 11; так рассуждают и прочие наставники христианского подвижничества.
148
О слепоте духа много говорит свт. Тихон Воронежский в келейных письмах своих. Тома 14 и 15.
149
Ин. 9, 40.
150
Ин. 9, 39,41.
151
Мф. 23.
152
Доброт., ч. 3.
153
Пс. 33, 9.
154
Св. Исаак Сирский. Начало 59 Слова.
155
Изречение прп. Иоанна Колова, Алфавитный Патерик.
156
Мф. 5, 39.
157
Мф. 5,38.
158
Алфавитный Патерик.
159
Иноки Каллист и Игнатий. О безмолвии и молитве, гл. 68, Доброт., ч. 2.
160
Лествица. Слово 4, гл. 35. Этого же мнения и все святые отцы.
161
Пс. 118, 128.
162
Ин. 13,2.
163
Ин. 13, 27.
164
Ин. 12,6.
165
Деян. 5, 3.
166
Лк. 4, 5.
167
Слово о трезвении, гл. 43. Доброт., ч. 2.
168
Иов., гл. 1 и 2.
169
Лк. 13,10–16.
170
Слово 38.
171
Лк. 24, 32.
172
1 Ин. 4, 1.
173
Ответ на вопрос 59.
174
Мф. 7, 15.
175
Рим. 16,18.
176
Мф. 7, 15–16.
177
Ответ на вопрос 21.
178
2 Кор. 9, 14.
179
Гал. 5, 22.
180
Слово 4, гл. 13.
181
Третья стихира самогласна на вечерни в Пятидесятницу.
182
Пс. 33, 9.
183
О духовном ощущении см. беседу 8 прп. Макария Великого и 1 Слово прп. Симеона Нового Богослова.
184
Евр. 5, 14.
185
Прп. Кассиан Римлянин. Слово о рассуждении, Доброт., ч. 4.
186
Иак. 5,16.
187
Кол. 1,28–29.
188
Алфавитный Патерик.
189
Авва Дорофей. Поучение о еже не оставляти свой разум.
190
Гл. 33. Доброт., ч. 1.
191
Предисловие к уставу.
192
Эта мысль обретается в житии старца Паисия Величковского, искуснейшего наставника иноков, скончавшегося в конце 18 столетия. Житие и писания его изданы Оптиной Пустынью в 1847 г.
193
Рим. 5, 5.
194
Алфавитный Патерик, в житии прп. Иоанна Колова.
195
Так же, в житии Антония Великого.
196
Рим. 11,33–36.
197
Пс. 118, 105.
198
Пс. 118, 165.
199
Пс. 118, 98,115,97.
200
Пс. 18, 9.
201
Втор. 16, 3.
202
1 Кор. 2, 10.
203
Лк. 23, 43.
204
Лк. 16,19–31.
205
Апок. 6,10–11.
206
Апок. 20,13.
207
Ин. 5, 25.
208
Пс. 9, 18.
209
Мф. 20, 30; Лк. 20, 36.
210
Мф. 25, 34,41.
211
Апок. 22,12.
212
Лк. 12,47,48.
213
Член 18.
214
Пс. 18, 22.
215
Беседа 22.
216
Лк. 24,4;Ин. 20, 12.
217
Деян. 1,10.
218
Лк. 24, 38–39.
219
Деян. 12,13–15.
220
Беседа 7.
221
Беседа 4, гл. 9; Слово 5, гл. 6.
222
Беседа 7, гл. 6 и 7.
223
Слово 6, гл. 8. Описывая сверхъестественные действия Божественной благодати во время молитвы, Великий Макарий говорит: «В той час случается человеку, что с исхождением из уст молитвы исходит купно из него душа». Очевидно, что это случалось с самим святым Макарием.
224
В наше столетие, сколько известно писавшему это Слово, два инока сподобились зреть душу свою исшедшей из тела во время молитвы: Сибирский пустынник, монах Василиск, скончавшийся в 1825 году, и Никифоровской пустыни схимонах Игнатий, скончавшийся в 1852 году. Последний лично открыл о себе писавшему Слово, а с ближайшими учениками первого составитель Слова удостоился сожительства и о Господе дружбы.
225
Известно, что духовные мужи и духовные письмена со всей точностью излагают мысль Духа, весьма часто употребляя слово современного человеческого общества, как понятное всем, нисколько не заботясь, в каком виде эта мысль принята ученостью человеческой. Так изрек Иисус Навин: да станет солнце (Нав. 10, 12), и день продлился более обыкновенного: сила Божия отозвалась духовному слову веры, немоществовавшему плотью, и тщетны возгласы человеческой учености, критикующей материальную точность слова, вызвавшего сверхъестественное событие. Вникнув в писания отцов, найдем, что словом дух, по современному им понятию, весьма недавно утратившемуся, всегда именовались газы и пары, наиболее воздух, ветер и человеческое дыхание. Прп. Григория Синаита гл. 1 из 15 глав о безмолвии и о двух образех молитвы. Доброт., ч. 1.
226
Духовное видение духов благодатной чистотой ума и сердца несравненно выше видения духов очами телесными, или душевными, когда эти очи видят только наружный образ духов. При последнем видении неопытный зритель почти всегда подвергается или обману, или душевному бедствию. Видение духовное, напротив того, есть плод благочестивой подвижнической жизни, осененной Божией благодатью и Божиим благословением. Оно преисполнено душевной пользы, потому что видит свойство духов, образ действия их и потому охраняется от духов лукавых, как и святой апостол Иоанн сказал: рожденный от Бога блюдет себе, и лукавый не прикасается ему (1 Ин. 5,18).
227
Смотри толкование блаженного Феофилакта, епископа Болгарского, на Евангелие от Иоанна, главу 3, стих 8. Также преподобный Григорий Синаит говорит: «дух идеже хощет дышет (глаголет Господь), прияв пример от дыхания чувственного ветра». Глава 3 из 15 вышеприведенных глав.
228
«Бестелесным и невещественным, – говорит святой Иоанн Дамаскин, – называется Ангел по сравнению с нами. Ибо все, в сравнении с Богом, единым несравнимым, оказывается грубым и вещественным. Одно только Божество в строгом смысле не вещественно и бестелесно». Точное изложение Православной веры, книга 2. Глава 3 «об Ангелах». «По естеству, – говорит тот же святой, – бестелесен только Бог: Ангелы же, демоны и души бестелесны по благодати и в сравнении с грубым веществом». Там же гл. 12 о человеке. «Ниже премудрии премудростию своею, – говорит святой Макарий Великий, – ниже разумнии разумом своим возмогли поняти тонкость души, или сказати, каким образом она существует, кроме тех, которым чрез Духа Святого открыто постижение и точное души познание. Но ты здесь размысли, рассуди и внемли, и слыши, что она есть? Той есть Бог, а она не Бог; Той Господь, а она раба; Он Творец, а сия тварь; Тот Создатель, а она создание; нет никакого подобия между естеством Того и сея». Беседа 49, глава 4. – «Хотя мы называем, – говорит преподобный Кассиан Римлянин, – многие существа духовными, каковы Ангелы, Архангелы и прочие Силы, также самая душа наша, или каков этот тонкий воздух, но их никак не должно признавать бестелесными. Они имеют соответственное тело, в котором существуют, хотя несравненно тончайшее нашего тела. Они суть тела, по мнению апостола, который сказал: и телеса небесная, и телеса земная, и опять: сеется тело душевное, востает тело духовное (1 Кор. 15, 40, 44), чем ясно указуется, что бестелесен один только Бог». Собеседование 7, гл. 13. – Преподобный Кассиан чествуется Святой Православной Церковью в лике святых угодников Божиих (память его 29 февраля), хулится и причисляется к еретикам полупелагианам папистами за то, что он еще в начале V века обличал римлян в отступлениях, в которых впоследствии они обличены были шестым Вселенским Собором, и фактически доказывал, что христианство несравненно совершеннее развито на Востоке, чем на Западе. Сочинения преподобного Кассиана изданы, при пространных комментариях, иезуитом Аллардом Газеем. Издатель разделяет нерасположение своей секты к преподобному, критикуя во многих местах его сочинение святое. Критикует он и мнение преподобного, что духи суть тонкие тела (Собес. 7, гл. 13, примечание 6, и Собеседование 8, гл. 12, примечание а). Аллард называет это мнение парадоксом (учением новым, странным) и сумасбродством, противопоставляет этому мнению мнение, как называет его, общепринятое, что Ангелы вполне бесплотны, вполне духовны, невещественны. Критика, сама по себе незаслуживающая никакого внимания! К сожалению, и у нас некоторые участвуют в темном и неопределенном мнении иезуита и западных умстовователей насчет бестелесности сотворенных духов. Священное Писание и святые отцы постоянно называют их бесплотными и невещественными, но так называют их только относительно: относительно к грубым телам человеческим и к грубому миру вещественному, а отнюдь не относительно к Богу – единому Духу. Един Бог – вполне Дух. Ангелы, как святые, так и падшие, подчинены времени и пространству. Понятие о подчинении пространству неразлучно от понятия о подчинении форме. Отвергнув понятие о подчинении Ангелов пространству, должно или вовсе отвергнуть их существование, или признать их беспредельными, т. е. приписать им вездесущие Божеское. Только две неопределенные величины – ничто и бесконечное – не подчиняются никакой форме; всякая, напротив того, определенная величина, как бы ни была велика или мала, непременно имеет форму, по самой определенности своей. Согласившись, что Ангелы ограниченны, необходимо должно принять и то, что они, по отношению к пространству, имеют форму, а по отношению к тонкости естества имеют известную степень этой тонкости, т. е. неизбежно суть тела, как бы эти тела ни были тонки. Форма ограниченного существа непременно обрисовывается, так сказать, самыми его пределами, оконечностями; обрисованное таким образом существо имеет свой вид. Бесконечное не подчинено никакой форме, как неимеющее ни в каком направлении никакого окончания; по этой же причине оно не может иметь никакого вида. Бога никтоже виде нигдеже (Ин. 1, 18). Бесконечное существо не может быть тело, потому что оно тоньше всякой превосходнейшей тонкости, оно вполне дух. Такой Дух – Существо, несравнимое ни с каким существом созданным, единое существо в точном смысле – есть Бог. Не один преподобный Кассиан был того мнения, что Ангелы имеют тонкие тела, но и все те угодники Божий, которые сподобились видеть лицом к лицу Ангелов Света и видели ангелов тьмы. Многие из них претерпели лютые биения от бесов (например, Антоний Великий); другие, получив силу от Бога, подвергали биению падших ангелов (см. житие св. Андрея, 2 окт., житие св. мученицы Иулиании, 21 дек). Как бы могло это осуществиться, если бы падшие ангелы вполне были бестелесны, как говорит о них западный писатель? Напротив того, их явную борьбу со святыми только и можно объяснить, приняв, что они имеют тонкие тела. Аллард говорит, что преподобные отцы египетского Скита заимствовали мысль о тонкой телесности духов у греческого философа Платона (Collatio 7, cap. 13), но великий Макарий, основатель этого Скита, как выше приведено, утверждает, что познание о тонкости существа души, а потому и духов, скрыто от премудрых земли, а доставляется единственно Святым Духом. Учение о сотворенных духах, принятое Российской Церковью и всей Восточной Православною, изложено, хотя кратко, но весьма ясно и определенно, в Догматическом богословии Православной, Кафолической Восточной Церкви, которое, по определению Святейшего Синода, служит учебным руководством в российских семинариях. «Они (духи), сказано в Богословии, бестелесны». Впрочем, святые отцы понимают бестелесность Ангелов в смысле ограниченном, именно, что они бестелесны только по сравнению с нами, облеченными грубой и тяжкой плотью. Святой Иоанн Дамаскин говорит: бестелесным и невещественным называется Ангел по сравнению с нами. Ибо все, в сравнении с Богом, единым несравнимым, оказывается грубым и вещественным. Одно только Божество в строгом смысле невещественно. Они – невидимы. Впрочем и сие свойство принимается отцами ограниченно: Ангел, душа, демон, говорит святой Дамаскин, хотя и не имеют грубости телесной, но также имеют вид и ограниченность, свойственную своей природе. «Одно Божеское существо неописанно, совершенно безвидно, необразно и неограниченно»: Гл. 97, стр. 95 и 96, изд. седьмое, 1857 г.
229
Ин. 4, 24.
230
Евр. 1, 7.
231
Лк. 12,49.
232
«Умы некогда сущий и тии (демоны), и безвеществия оного и тонкости отпадше, вещественную некую дебелость кийждо имать, по чину или действу втелесеваемь, по немуже действу укачествися: понеже бо и тии, подобие человеку, ангельскую сладость погубль где, наслаждения Божественного лишишася, и в персти, якоже и мы, наслаждение имут, вещественни некако и тии бывше вещественных страстей навыкновеньми (приятием). И чудитися недостоит, понеже и наша душа, создана бывши по образу Божию, словесна же и умна, не познавши же Бога, скотна соделася и нечувственна, и мало не безумна вещественных дел наслажденьми: обыче бо навыкновение (в рукописи: имство, т. е. приятие чего-либо извне естества) претворяти естество и изменяти действо к произволению». Преподобного Григория Синаита гл. 123. Доброт., ч. 1. Каким образом естество, чрез принятие чего-либо извне себя, подчиняется действию этого, чуждого естеству, с очевидностью можно заметить при принятии пищи и питья. Праотцы, преступив заповедь Божию, тотчас подчинились действию зла, произвольно ими принятого, хотя оно было и неестественно им.
233
Известно, что ближайшие части предмета к глазу кажутся ему больше, а отдаленные – меньше. На этом свойстве глаза нашего основана наука: Дескриптивная или Начертательная Геометрия.
234
Быт. 2, 8.
235
Быт. 2, 1.
236
Быт. 3, 23–24.
237
Быт. 13, 24.
238
Быт. 2, 9.
239
Быт. 3, 24.
240
Лк. 23,43.
241
Бес. 16, 8.
242
Рукопись Молдавского Нямецкого монастыря, имеющаяся у составившего Слово и содержащая житие и сочинение преподобного Григория Синаита на славянском языке, гл. 10; также Доброт., ч. 1.
243
Быт. 2, 10.
244
Пс. 148, 4.
245
Житие Преподобного Василия Нового. Четьи-Минеи, 26 марта.
246
Четьи-Минеи, 24 мая.
247
Рукописное житие преподобной.
248
Доброт., ч. 1. Главы, краегранесием в греческом писании расположенные, зело полезные, гл. 11.
249
2 Кор. 12, 3–4.
250
1 Кор. 2, 9-10.
251
Житие преподобного Симеона Дивногорца, 24 мая. Четьи-Минеи.
252
Житие святого Андрея. Четьи-Минеи, 2 октября.
253
Житие преподобного Василия Нового. Четьи-Минеи, 26 марта.
254
Святой Петр Дамаскин. О первом разуме, и о том, како подобает начинати оный. Кн. 1. Доброт., ч. 3.
255
2 Пет. 3, 7, 10.
256
Ис. 6, 5.
257
Пс. 21, 15.
258
Пс. 148, 8. Смотри толкование сего стиха в Псалтири издания Киево-Печерской Лавры с толкованиями, заимствованными из святых отцов и помещенными в начале и в конце псалмов и на брезе.
259
1 Сол. 4, 17.
260
По воскресении и тело будет духом. Прп. Макарий Великий, слово 6, глава 13.
261
Ад, тартар (άδος τάρταρος) – слова греческие, означающие низменное, весьма глубокое место. Им соответствует славяно-русское слово: преисподняя. Геенна – слово еврейское, собственное имя глубокого оврага, находящегося близ Иерусалима.
262
Быт. 3, 19.
263
Земля ecu, и в землю пойдеши. Святая Церковь относит этот приговор Божий преимущественно к душе человека, который за преступление заповеди Божией обречен на погребение в земле и телом, и душою; приговор падает всей тяжестью на душу, которая, и по разлучении с телом, сохраняет при себе способности мышления и ощущения, которая, одна, чувствует на себе действие приговора; тело, по разлучении его от души, упокоевается в решительном нечувствии. Тропарь 2 песни 5 канона на утрени в Неделю 7-ю по Пасхе. Святой Афанасий Великий в Слове на Пасху говорит: «Человеческое естество, соединенное с Божеским (в лице Спасителя), привело в трепет преисподнюю. Воскликнул ад в сретение Похитителю умерших: Зачем Ты извращаешь определение, сделанное Тобою же в раю? Зачем расторгаешь рукописание, написанное и скрепленное против естества человеческого? Я знаю определение, справедливо произнесенное на человеков. Земля ecu, и в землю отыдеши». Opera omnia sancti Athanasii, Tom IV, pag. 1,079 и 1,680.
264
Быт. 37, 37.
265
Иов. 10, 20–22.
266
Чис. 16, 29–35.
267
Пс. 85, 13.
268
1 Цар. 28, 14.
269
Исх. 14,15.
270
Иез. 31, 16 и 18.
271
Мф. 12,40.
272
Еф. 4, 9.
273
1 Пет. 3, 19.
274
Точное изложение Православной веры, кн. 3, гл. 29.
275
Мф. 12,40.
276
Ин. 1,2–5.
277
Ос. 13, 14.
278
Ион. 2, 3.
279
Ион. 2, 6.
280
Ион. 2, 7.
281
Поучение 14, гл. 17 и 20.
282
Собрание Поучений, составлено редакцией Воскресного Чтения при Киевской Духовной Академии. Том 1.
283
Похвала к 56 стиху 118 псалма.
284
К стиху 17.
285
К ст. 25.
286
К ст. 48.
287
К ст. 53.
288
К ст. 59.
289
К ст. 80.
290
К ст. 58.
291
К ст. 117.
292
К ст. 160.
293
Похвала к 46 стиху 118 псалма.
294
К ст. 47.
295
Песнь 1, троп. 3.
296
Триодион.
297
2 стихира в понедельник Светлой Седмицы вечера.
298
1 стихира во вторник Светлой Седмицы вечера.
299
Тропарь 1 песни 8 канона утрени в 4 неделю по Пасхе.
300
Тропарь 2 песни 3 канона на утрени в 4 неделю по Пасхе.
301
Тропарь 2 песни 7 канона на утрени в 5 неделю по Пасхе.
302
Припев на 9 песни в Воскресенье.
303
Тропарь 2 песни 5 канона на утрени в неделю 7 по Пасхе.
304
Тропарь 2 песни 6 канона на утрени в 7 неделю по Пасхе.
305
Тропарь 2 песни 8 канона на утрени в неделю Всех Святых.
306
Воскресная стихира на хвалитех 8 гласа.
307
Воскресный икос 7 гласа.
308
Ирмос 6 песни 2 гласа.
309
Служба по вся дни канона, песнь 4.
310
Чин погребения священников.
311
Лествица. Степень 7. О радостотворном плаче.
312
Святой Афанасий Великий положительно утверждает о местонахождении ада внутри земли (вышеприведенная цитата; также послание к Антиоху, ответ на вопрос 19). Того же мнения и святой Василий Великий (на пророка Исайю, гл. 5, 14). Святой Кирилл Александрийский, как ниже будет видно, признавал ад во внутренности земли; там указывают его и другие отцы. Соотечественник наш, святой Димитрий Ростовский, говорит: «На страшном судищи Христос Бог наш егда речет на грешники: идите от Мене проклятии в огонь вечный: и в той час под грешники земля расступится, якоже расступилася под Кореем, Дафаном и Авироном при Моисее, и тогда впадут вси грешные во ад, – потом паки земля в место сомкнётся. Грешницы же будут во аде под землею, яко в сосуде железне тесне заперты и во веки неисходны». Часть 2, поучение второе на вход в Иерусалим Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
313
Святой Иоанн Златоустый говорит: «В каком месте, спрашиваешь, будет геенна? Полагаю, вне всего этого мира. Как царския темницы и рудокопни бывают вдали, так и геенна будет вне этого мира. Станем искать не того, где она находится, но средств избегать ее» (Толкование на послание к Римлянам, беседа 31. Opera omnia Chrysostomi). Этому мнению помещение ада во внутренности земли нисколько не противоречит, напротив того, подтверждает его; какой может быть удобный способ скрыть ад от взоров вселенной, как не погребение его в недрах земли? Главы 16 Евангелия от Луки стих 22-й в некоторых греческих изданиях читается так: умер и богатый, и похоронили его во аде. Впрочем, и при чтении, принятом Греко-Российской Церковью, слова Господа о богаче погребоша его имеют то значение, что богач был душою низведен во ад, – так объясняются эти слова блаженным Феофилактом. Златоустый, не одобряя одно любопытство при определении места аду, не только не воспрещает тех размышлений и изысканий о аде, которые приводят к страху Божию и уклонению от зла, но и завещает непрестанно погружаться в них, непрестанно иметь пред очами геенну огненную, ожидающую беззаконников. Слово 1-е о покаянии к Димитрию. Во времена, последующие Златоустому, Церковь выразила свое мнение о местонахождении ада со всей определенностью, огласила и оглашает его Божественными песнопениями и чтениями во всеуслышание и научение народа.
314
Землетрясение, разрушившее Бруссу в 1854 году, уничтожило горячие источники; такое, по крайней мере, сведение доставлено было современными газетами.
315
«Боюсь тартара, зане не причастен есть теплоты». Святого Кирилла о исходе души.
316
Четьи-Минеи, 19 мая. Святой Патрикий жил в начале IV века и пострадал при императоре Иулиане в 343 году по Р.Х. Смотри Следованную Псалтирь.
317
См. выше.
318
Воин Таксиот, житель африканского города Карфагена, проводил жизнь в грехах. Случилось в Карфагене моровое поветрие. Видя множество умирающих, Таксиот пришел в чувство, покаялся во грехах своих и переселился за город. Там он впал в прелюбодеяние с женой земледельца, у которого жил, вскоре был укушен змеей и, не успев покаяться, скончался. Его похоронили в соседнем монастыре. Чрез шесть часов, по погребении, он воскрес, и едва пришел в себя на четвертые сутки. Тогда все приключившееся ему по смерти он поведал, обливаясь слезами, карфагенскому архиепископу, блаженному Тарасию. Четьи-Минеи, 28 марта.
319
Biblioteka veterum patrum Gallandii T. VII, Macarii Alexandrini sermo de excessu justorum et peccatorum.
320
Святой Кирилл жил в V веке и председательствовал на третьем Вселенском Соборе. Приводимое здесь Слово его на исход души помещено в Следованной Псалтири. Учение, подобное святому Кириллу, проповедывал и патриарх Феофил, которого Кирилл был племянником и преемником. См. Достопамятные сказания.
321
См. прим. выше.
322
Многие перед кончиной своей видели смерть. Если значительная часть предметов видимого мира нам неизвестна, тем более неизвестны предметы мира невидимого, неизвестны особливо тем, которые на изучение их не обратили всего своего внимания, а занимаются ими только поверхностно. Не все, что кажется странным для плотского ума человеческого, уже странно и само по себе. Мы не должны ограничивать всемогущества Божия своими предрассудками. Каждый человек, нестяжавший истинного духовного разума, преисполнен предрассудков, как бы он ни был образован скорогибнущей образованностью мира – этим буйством в отношении к Богу.
323
Лк. 16,22.
324
Лк. 12,20.
325
Мф. 26, 38.
326
Мф. 26, 39.
327
Четьи-Минеи, 15 августа.
328
Патерик Скитский.
329
Мф. 22, 14.
330
Патерик Скитский.
331
Patrologia, Vitae Patrum, Lib. 6, cap. 13.