Размер шрифта
-
+

Собрание сочинений. Том II. Введение в философию права

1

Аристотель. Этика Никомахова I, 1094а 18–1094b 2.

2

Аристотель. Этика Никомахова I, 1095b 4-6.

3

Аристотель. Этика Никомахова I, 1095b 17.

4

Этика Никомахова V, 1130а 1.

5

1137a 29.

6

1252b 27-30.

7

1252b 27-30. с. 262.

8

1263а 34-1263b 12.

9

1280b 12.

10

<Вводная лекция и лекции 1-го раздела читались в МГУ в сентябре-октябре 2001 и в ИФ РАН в феврале – апреле 2002>.

11

Конституция Российской Федерации. Раздел первый. Глава 1. Основа конституционного строя. Статья 2.

12

Мераб Мамардашвили. Лекции по античной философии. М., 1997, с. 294 сл.

13

Мераб Мамардашвили. Лекции по античной философии. М., 1997, с. 295 сл.

14

Мераб Мамардашвили. Лекции по античной философии. М., 1997, с. 294.

15

Мераб Мамардашвили. Лекции по античной философии. М., 1997, с. 300 сл.

16

Мераб Мамардашвили. Лекции по античной философии. М., 1997, с. 301.

17

Юридический энциклопедический словарь (ЮЭС). М., 1984, с. 278.

18

Юридический энциклопедический словарь (ЮЭС). М., 1984, с. 272.

19

Юридический энциклопедический словарь (ЮЭС). М., 1984, с. 272.

20

Михаил Маяцкий. Новая непрозрачность в эпоху перехода от мирной к военной экономике // Wiener Slawistischer Almanach, Sonderband 54 (2001), S. 413–425.

21

Jessica Mathews. Power Shift // Foreign Affairs 76,1. 1997, p. 50–66.

22

Михаил Маяцкий. Новая непрозрачность…, с. 414.

23

ЮЭС…, с. 273.

24

«Основные, исходные принципы социалистич. права: ликвидация частной собственности на средства производства, эксплуатации человека человеком и др. форм нетрудового обогащения; последовательная охрана общественной социалистич. собственности как основы социалистич. системы х-ва […]» (там же, с. 273).

25

Л. И. Петражицкий. Введение в изучение права и нравственности. (Эмоциональная психология). СПб., 1905, с. 19. Цит. по: С. А. Емельянов. Право: определение понятия. М., 1992, с. 3.

26

Л. И. Петражицкий. Введение в изучение права и нравственности. (Эмоциональная психология). СПб., 1905, с. 19. Цит. по: С. А. Емельянов. Право: определение понятия. М., 1992, с. 3.

27

H. Kelsen. Reine Rechtslehre. Vollständig neu bearbeitete und erweiterte Aufl age. Wien, 1960. Цит. по: Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Сборник переводов. Выпуск 1. М.: ИНИОН, 1987, с. 10.

28

H. Kelsen. Reine Rechtslehre. Vollständig neu bearbeitete und erweiterte Aufl age. Wien, 1960. Цит. по: Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Сборник переводов. Выпуск 1. М.: ИНИОН, 1987, с. 14.

29

H. Kelsen. Reine Rechtslehre. Vollständig neu bearbeitete und erweiterte Aufl age. Wien, 1960. Цит. по: Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Сборник переводов. Выпуск 1. М.: ИНИОН, 1987, с. 12.

30

H. Kelsen. Reine Rechtslehre. Vollständig neu bearbeitete und erweiterte Aufl age. Wien, 1960. Цит. по: Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Сборник переводов. Выпуск 1. М.: ИНИОН, 1987, с. 11.

31

H. Kelsen. Reine Rechtslehre. Vollständig neu bearbeitete und erweiterte Aufl age. Wien, 1960. Цит. по: Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Сборник переводов. Выпуск 1. М.: ИНИОН, 1987, с. 11.

32

Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Философия права. М., 1990, с. 138 сл.

33

Конституция Российской Федерации. Раздел первый. Глава 2. Статья 19.

34

В. А. Бачинин. Неправо (негативное право) как категория и социальная реалия // Государство и право. № 5, май 2001, с. 15.

35

Blaise Pascal. Pensées, éd. Tourneur. Genève: Editions de Cluny 1942. T. I, p. 51.

36

Pascal, Pensées, № 298 по изд.: Blaise Pascal, Oeuvres complètes, éd. Brunchvicg, Boutroux et Gazier, 14 vol. P. 1904–1914.

37

Pascal, éd. Tourneur…, p. 39.

38

Pascal, éd. Tourneur…, p. 50.

39

Советский энциклопедический словарь. М., 1982, с. 1062.

40

Советский энциклопедический словарь. М., 1982, с. 1062.

41

Encyclopaedia Universalis. Vol. 7, 692 b.

42

<МГУ 11.09.01; ИФ РАН 17.02.02>.

43

Чистое учение о праве Ганса Кельзена…, с. 51, 56, 71 и др.

44

Чистое учение о праве Ганса Кельзена…, с. 76.

45

Чистое учение о праве Ганса Кельзена…, с. 50.

46

I. Kant. Kritik der praktischen Vernunft // Gesammelte Schriften. Hrsg. von der Königlich Preußischen Akademie der Wissenschaften. Bd. V. Berlin, 1908, S. 32.

47

См. выше (с. 31 настоящей публикации).

48

«Der kategorische Imperativ ist also nur ein einziger und zwar dieser: handle nur nach derjenigen Maxime, durch die du zugleich wollen kannst, daß sie ein allgemeines Gesetz werde […] handle so, ah ob die Maxime deiner Handlung durch deinen Willen zum allgemeinen Naturgesetze werden sollte». (I. Kant. Grundlegung zur Metaphysik der Sitten // Gesammelte Schriften. Hrsg. von der Königlich Preußischen Akademie der Wissenschaften. Bd. I V. Berlin 1903, S. 421.)

49

«Der kategorische Imperativ würde der sein, welcher eine Handlung als für sich selbst, ohne Beziehung auf einen andern Zweck, als objektiv-notwendig vorstellte» (Ibid., S. 414).

50

Достоинством Пьера Бурдье считается «реалистическое равновесие» между полевыми исследованиями (начиная с ранней работы «Алжирцы», где изучается жилище кабилов) и научной гипотезой, между фактом и теорией. Одно время он был исполнительным директором основанного Реймоном Ароном Европейского центра исторической социологии (Centre européen de sociologie historique). На многие языки, в последнее время на русский переводятся его работы по социологиям семьи, религии, образования, литературы, питания, инфляции. Наиболее известна его критическая социология государства, т. е. права.

51

Pierre Bourdieu. Rethinking the State: Genesis and Structure of the Bureaucratic Field // Pierre Bourdieu. Practical Reason. Cambridge (U.K.): Polity Press 1998, p. 43. Цит. по: Oleg Kharkhordin. What is the State? The Russian Concept of Gosudarstvo in the European Context // History and Theory. Studies in the Philosophy of History. Vol. 40, № 2. Wesleyan University 2001, p. 229.

52

Pierre Bourdieu. Rethinking the State…, p. 48. См. также: Pierre Bourdieu. The State Nobility: Elite Schools in the Field of Power. Stanford: Stanford University Press 1996, p. 377–380.

53

Pierre Bourdieu. Rethinking the State…, p. 48. См. также: Pierre Bourdieu. The State Nobility: Elite Schools in the Field of Power. Stanford: Stanford University Press 1996, p. 377–380.

54

«[…] The notion of “the state” makes sense only as a convenient stenographic label – but for that matter, a very dangerous one – for these spaces of objective relations of power […] that can take the form of more or less stable networks (of alliance, cooperation, clientelism, mutual service, etc.) and which manifest themselves in phenomenally diverse interactions ranging from open confl ict to more or less hidden collusion» (Pierre Bourdieu and Loic Wacquant. An Invitation to Refl exive Sociology. Chicago: University of Chicago Press, 1992, p. 111).

55

Friedrich Meinecke, Idee der Staatsräson in der neueren Geschichte, 1924 (книга о Макиавелли), напоминает о хоре бесчисленных публицистов (неизученные «катакомбы […] забытой литературы посредственностей»), внушавших идею Staatsräson.

56

«The real source of the magic of performative utterances lies in the mystery of the ministry, i.e. the delegation, by virtue of which an individual – king, priest or spokesperson – is mandated to speak and act on behalf of the group, thus constituted in him and by him» (Pierre Bourdieu. Language and Symbolic Power. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1991, p. 75).

57

Чистое учение о праве Ганса Кельзена…, с. 16.

58

Glückseligkeit (там же).

59

Панегирическая литература петровского времени. М., 1979, с. 281, 289, 292.

60

Астольф де Кюстин. Россия в 1839 году. В двух томах. М.: Из-во им. Сабашниковых, 1996, т. I, с. 233.

61

ЮЭС…, с. 279.

62

«Закон может соответствовать (быть правовым), частично соответствовать правовому идеалу […] Задача законодателя состоит в том, чтобы увеличить объем их совмещения» (С. А. Емельянов. Право…, с. 8).

63

На языке юристов: «Приобретает особую значимость введение обязательной правовой экспертизы законов, управленческих решений, социально-экономических программ» (там же, с. 9).

64

С. А. Емельянов. Право…, с. 10.

65

Подробнее см.: В. Бибихин. Путешествие в будущее // Наше положение. Образ настоящего. М., 2000, с. 300.

66

ЮЭС…, с. 120.

67

София диктует или отменяет в конечном счете и то и другое. Посильное следование ей уводит в невыразимое.

68

<МГУ 18.09.01; ИФ РАН 24.02.02>.

69

Матвей Малый. Как сделать Россию нормальной страной. М.: Пробел, 2000, с. 9.

70

Матвей Малый. Как сделать Россию нормальной страной. М.: Пробел, 2000, с. 9.

71

Матвей Малый. Как сделать Россию нормальной страной. М.: Пробел, 2000, с. 15.

72

Матвей Малый. Как сделать Россию нормальной страной. М.: Пробел, 2000, с. 20.

73

Матвей Малый. Как сделать Россию нормальной страной. М.: Пробел, 2000, с. 24 сл.

74

Письмо московского почт-директора А. Я. Булгакова к П. А. Вяземскому от 22.12.1843/3.1.1844 // НЛО 1995, № 12б с. 124. Цит. по: Астольф де Кюстин.

Россия в 1839 году…, Т. I., с. 396. <Далее ссылки на номер тома и страницы этого издания в тексте в круглых скобках>.

75

Л. Н. Толстой. Собрание сочинений в 22-х тт. Т. 21. Дневники 1847–1894. М.: Художественная литература, 1985, с. 260.

76

<Периодический политический журнал> Гражданин (учредитель Общероссийское политическое общественное движение в поддержку Вооруженных Сил «Гражданин»), № 3, февраль 2002, с. 8.

77

<Периодический политический журнал> Гражданин (учредитель Общероссийское политическое общественное движение в поддержку Вооруженных Сил «Гражданин»), № 3, февраль 2002, с. 8.

78

К. Леонтьев боялся революции, которую ждал от тех же причин (республиканского европейского уравнения).

79

«Ни один из них не знает своей роли, и день премьеры не наступает никогда, потому что директор театра никогда не бывает доволен игрой своих подопечных […] И актеры, и директор растрачивают свою жизнь на бесконечные поправки и усовершенствования светской комедии под названием “Северная цивилизация”» (I, 180). На нашей памяти перед всем миром в нашей стране разыгрывалась тоже небывалая цивилизация, другого названия. Нас интересует, перед каким зрителем. В отдании моего интимного ожидания лицу, ожидающему от меня близости и верности, ничего в сути дела не меняет мое знание, например, его недостоинства. Мы не одиноко брошены в безответную пустоту. В игре участвуем не только мы двое, а еще третий, зритель, перед которым я и он такие, какие должны быть. Кюстин разными именами называет этот показ себя невидимому зрителю.

80

Платон. Политик 301 de. <См.: Платон. Соч. в 3-х тт. Т. 3 (2). М.: Мысль, 1972, с. 69>.

81

А не только воспитания детей.

82

После 11.9.2001.

83

Immanuel Kant. Werke. Zweisprachige deutsch-russische Ausgabe, т. I. Москва, 1994, с. 246 (…aufrecht zu stehen und den Himmel anzuschauen…).

84

Всё то же сильное место в Письме четырнадцатом. Император не захочет перестать устраивать жизнь подданных, а если подданные захотят, их палками заставят умолкнуть. «[…] Когда бы им вздумалось спорить с людьми, которые по-военному наставляют их и ведут за собой, то люди эти капралы и педагоги одновременно, погнали бы их кнутом обратно на азиатскую родину» (I, 226).

85

См. выше с. 58–59 настоящей публикации («Национальное государство существует как проба мирового. Здоровое чутье подсказывает нам, что задачи государства перетекают в трудные задачи целого мира.») и прим. 55.

86

Телеграф уже, хотя на телеге. Ср.: В. В. Бибихин. Язык философии: «Распространение российского населения на огромных пространствах Восточной Европы и Азии, погруженность этого населения в природную жизнь могла кому-то казаться гарантией медлительной массивности, нелегкости на подъем, вечной “китайской” неподвижности. Вся эта масса народа, прикрепленная, казалось, к громадным объемам природного вещества, против всякого ожидания быстро и решительно отбросила навыки рассудительной обстоятельности, здравого смысла. Сообщение, переданное ранней весной 1917 года из отдаленной столицы по всей стране, действовало не своим содержанием, убеждало не обещанием переустройства жизни на более разумных началах взамен старым, менее рациональным. Сообщение было принято страной как сигнал, вводивший человека в другое, электризованное состояние» <СПб.: Наука, 2007, с. 131>.

87

Они проводники. Император тоже проводник божественной молнии (см. «Язык философии» <с. 130>).

88

А. А. Гусейнов. Язык и совесть, М.: ИФ РАН, 1996 <цитированные места с. 97–100>.

89

Л. Н. Толстой. Война и мир, т. 4, ч. 2, гл. 14.

90

Вторая редакция окончания «Развязки Ревизора» // Н. В. Гоголь. Собрание сочинений в семи томах. Т. IV. М.: Художественная литература, 1985, с. 353.

91

Вторая редакция окончания «Развязки Ревизора» // Н. В. Гоголь. Собрание сочинений в семи томах. Т. IV. М.: Художественная литература, 1985, с. 352.

92

Вторая редакция окончания «Развязки Ревизора» // Н. В. Гоголь. Собрание сочинений в семи томах. Т. IV. М.: Художественная литература, 1985, с. 352.

93

Вторая редакция окончания «Развязки Ревизора» // Н. В. Гоголь. Собрание сочинений в семи томах. Т. IV. М.: Художественная литература, 1985, с. 353.

94

Переписка Н. В. Гоголя в двух томах. Т. 2. М., 1988, с. 197.

95

Н. В. Гоголь. Собр. соч., т. 4…, с. 348 («Развязка Ревизора»).

96

Н. В. Гоголь. Собр. соч., т. 4…, с. 338 («Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора»).

97

Н. В. Гоголь. Собр. соч., т. 4…, с. 351 («Развязка Ревизора»).

98

Н. В. Гоголь. Собр. соч., т. 4…, с. 357 (Вторая редакция окончания «Развязки Ревизора»).

99

Н. В. Гоголь. Собр. соч., т. 4…, с. 357 (Вторая редакция окончания «Развязки Ревизора»).

100

A. M. Величко. Государственные идеалы России и Запада. Параллели правовых культур. СПб.: Издательство Юридического института 1999, с. 156 сл.

101

Р. фон Иеринг. Борьба за право. СПб., 1895, с. 17 слл. Цит. по: А. М. Величко…, с. 156.

102

RV I, 25, 13.

103

King Lear, Act V, Scene III.

104

В те же годы Гоголь зачитывал сцены из «Женитьбы», в том числе (явление XIV): «Подколесин. […] Какой это смелый русский народ! Агафья Тихоновна. Как? Подколесин. А работники. Стоит на самой верхушке… Я проходил мимо дома, так щекатурщик штукатурит и не боится ничего».

105

Впервые мы встречаем этот набор в подробном виде в «Записках о московитских делах» (1517–1549) Зигмунда Герберштейна.

106

А. И. Герцен. Собр. соч. в 9-ти тт. М., 1959, т. 9, с. 125.

Страница notes