Собрание сочинений. Том 4. После конца. Вселенские истории. Рассказы - стр. 68
– Да, но о самой драме Конца кое-что проникло…
– В общих чертах, Иллион, – возразил Вагилид, – произошло страшное столкновение двух противоположных сил, и обе они были за человечество. Одна – та, которая вам известна, Валентин, из вашей духовной традиции. Она стремилась реализовать «новое небо и новую землю» для человека, иными словами, покончить с падшим человечеством и перевести его на другой уровень космогонического бытия. Это похоже на Страшный суд. Другая, и тоже совсем не демоническая, хотела продолжить существование данного человечества, дать физическое бессмертие людям и создать некий компромисс между духовным началом в человеке и его физическим бытием. Как видно, задача была грандиозная, но ее достижение лопнуло, ибо, как писал ваш поэт, Валентин, «все на свете относительно, кроме промысла Господнего». Промысел, конечно, превзошел титанические усилия… Как это называлось у вас, Валентин… да, Антихриста. Но это было последнее, страшное столкновение. В основе ожиданий от Антихриста лежал все-таки обман или самообман, как угодно, ибо физическое бессмертие – это абсурд, поскольку сам физический мир легко разрушаем. Он не принадлежит вечности. Вот все, что мы знаем, – опять вздохнул Вагилид, – может быть, есть еще что-то, но тсс… мы больше ничего о нем не ведаем.
И Танира тоже по-русски приложила руку к губам:
– Тсс… тсс.
И потом не промолчала:
– Я тайно воспитывалась в детстве на этом языке… благодаря отцу…
– Да, физический мир – не бессмертен. Он разрушаем, изменчив, какая тут Вечность, – грустно протянул Валентин. – Но все-таки конец мира, пусть только этого мира – ужасен!
Иллион расхохотался:
– Бросьте, Валентин. Вы не доучились еще в ваше благодатное время! – Он хлебнул «бюво» и продолжал: – Для меня конец мира – это праздник, ну, подумайте сами, что тут ужасного?! Один мираж сменится другим, и только. Человеческая душа несоизмеримо больше, чем все миры, вместе взятые, включая и те, где нет никакого зла. Заметьте, я говорю «человеческая душа», не «человек». Потому что только маленький ее аспект проявлен в людях как в физических существах. Человек может быть ничтожен, но человеческая душа в целом – божественна. Чего же нам бояться? Конца какого-то мира, ставшего нелепым и ненужным? Конечно, люди могут не осуществлять, не реализовывать божественную часть своей души, прозевать ее и даже провалиться в ад… но к нам это не относится. К тому же и ад не вечен.