Размер шрифта
-
+

Собрание сочинений. Письма к учителю - стр. 18

Я уже говорил, что идеальный учитель – тот, кто способен учиться и непрерывно укреплять себя в профессии. Важно использовать прогрессивное и отказываться от устаревшего. Для головы учиться – это все равно что двигаться для тела. Тело в процессе постоянного движения укрепляется. Ум в ходе учебной деятельности и чтения развивается. Прилежно учиться, постоянно укреплять себя в профессии – это обязательные условия для становления хорошего учителя. Идеальный преподаватель, будет ли он преподавателем для всех или для других педагогов, должен, начиная с самых азов, старательно учиться: по книгам, на практике, у коллег, у своих учеников. Учиться – это важная обязанность преподавателя. Именно поэтому Е Шэнтао [12] говорил: «Учитель – это прежде всего ученик». Вполне естественно, когда в некоторых областях преподаватель уступает ученику. Более двух тысяч лет назад в «Сюэцзи»[13] было написано: «Обучая учись». Более тысячи лет назад Хань Юй [14] изрек: «Ученик не обязательно уступает учителю». Видимо, традиционное обращение к учителю «Лаоши» (лао – вечный, ши – учитель) нужно переделать на «Лаосюэ» (лао – вечно, сюэ – учиться). Учителем станешь только тогда, когда будешь вечно учиться.

Итальянец Лоренцо Монако [15] предложил делить историю человечества на четыре периода. Первый – демонстрационный, когда люди общались посредством языка и движений, это период устного речевого общения. Второй – выразительный, когда к устному общению добавились письменность и книгопечатание. Третий – период средств массовой информации, когда люди, используя аудио- и видеозаписывающие устройства, стали фиксировать информацию, тиражируя ее современными средствами издания для последующего распространения. Четвертый – период компьютера и цифры, когда люди в работе с информацией начали использовать компьютер и интернет. По мнению ученого, распространение информации посредством речи и движений очень сильно ограничивало использование силы знания и тем более ее гибкое применение. Появление письменности вызвало первый серьезный сдвиг в мировоззрении человека. Современные компьютерные технологии и интернет еще сильнее изменили мировоззрение человека.

Страница 18
Продолжить чтение