Размер шрифта
-
+

Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова - стр. 57

Всякое несчастие ужасно, но ничего нет печальнее, как видеть человека, исказившего свою совесть, погубившего ее. Это горе страшное. Бессовестный хуже зверя лютого, ниже пресмыкающегося, ползающие движения которого возбуждают в нас желание удалиться от него, закрыть глаза, чтобы его не видеть.

Совесть, однако, как искренний друг. Она готова всегда возвратиться в нашу душу, если раскаемся. Возвратившись, она будет, обычно, по-прежнему укорять нас за ложь, за леность, за нерадение, за чувственность, корыстолюбие и другие пороки, если в них мы виновны. И будет приносить нам радость, если мы устояли в борьбе с вредными искушениями плоти, мира и диавола.

2

Второе средство к научению себя в благочестии у каждого – собственная жизнь. Правильно жить на белом свете значит беспрестанно учиться. Кто же учитель? – Тот, без воли Которого не падет с головы нашей ни одного волоса. Все, что с нами случается, для благочестивого человека есть совокупность уроков Премудрости и Воли Божьей. О, если бы мы так смотрели на жизнь, то были бы и религиозны? и разумны, добры и правдивы. Ежедневно с нами была бы жизнь, как наставница, припоминающая прошедшее, освещающая настоящее и прорекающая будущее.

Но вот скорбь общая. Мы думаем, что за нами с неба никто не смотрит, нашей жизнью никто не управляет, а потому живем случайно. В богатстве – у нас на первом плане чувственность, в довольстве – гордость и всякие страсти. В несчастии – малодушие, ропот, озлобление на людей, проклятие судьбы. Живя день за днем, мы не хотим подумать ни о Боге, ни о душе своей, ни о том, что произошло, ни о том, что будет. Такой образ жизни более походит на сон, грезу, мечту, а не на действительность, подготовляющую нас быть собеседниками ангелов и наследниками вечной блаженной жизни.

3

Сама природа является каждому из нас средством полезного научения. Что такое природа? Апостол Павел отвечал: она – зеркало, отражающая присущие совершенства Божии, силу Творца и Его Божество (ср. 2 Кор. 3. 18). В самом деле, поглядите на тучу, рассекаемую молнией и громами, не образ ли это Божественного всемогущества? Посмотрите ночью на небесный свод усеянный звездами, на утренние и вечерние зори с восходящим и заходящим солнцем? Куда не оглянемся, везде видим, везде чувствуем наставление или обличение, похвалу или осуждение своей деятельности. Вот почему Иисус Христос большую часть притчей своих, и даже своего учения в назидание, освещает указанием видимого и слышимого нами в природе.

4

Кроме совести, своей жизни и природы, каждый христианин имеет средства к научению в слове Божьем. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Внимательный посетитель богослужений от одного слушания слова Божия может созреть в богослова»

Страница 57