Собор. Роман с архитектурой - стр. 2
Бог, как мы теперь видим, не оставил своей милостью Россию, простил многие наши грехи. Милость Его коснулась и града на Неве – ему возвратили подлинное имя, стали возвращаться к жизни и наши храмы.
Исаакиевский собор долгое время возвращать Православной церкви не хотели: это ведь не руины многих поруганных храмов, которые церковь вот уже без малого три десятка лет упорно и неутомимо возрождает, это – великолепное, знаменитое на весь мир здание, символ Великой Православной России. Никто, кстати, не посягает на музей в соборе: как был, так и будет, и служащие его смогут дальше работать – во всём мире известные храмы посещаются туристами, которых лишь просят соблюдать правила поведения в святом месте и не мешать проведению богослужений.
Сейчас, когда, с Божией помощью и по молитвам многих тысяч православных людей, собор святого преподобного Исаакия Далматского возвращается домой, следует, прежде всего, поблагодарить за это Господа и вспомнить, чем собор прежде был и ныне остаётся для каждого русского человека. Это – наша великая святыня, это – исторический, архитектурный и духовный символ нашего Богохранимого града, это – место нашей общей молитвы.
В книге «Собор» один из героев, двенадцатилетний мальчик, в будущем ставший талантливым скульптором, говорит Монферрану: «Если хоть один камень в нём (в этом храме. – о. А.) положу – век гордиться буду».
Принимая участие в духовном возрождении храма, все мы тоже сможем гордиться – мы возвращаем нашей церкви, нашему городу, нашей стране их священное и законное достояние, и нам зачтётся каждый вклад в это доброе и общее дело.
Ключарь Исаакиевского собора
протоиерей Алексий Исаев
16 февраля 2017 г.
Предисловие
Вы держите в руках книгу об Огюсте Монферране (1786–1858). Творчество этого выдающегося архитектора знаменует собой целую эпоху в развитии русской архитектуры и градостроительства. Монферран – зодчий наивысшей стадии развития классицизма, называемого нередко русским ампиром, он же – наиболее значительная фигура эпохи позднего классицизма и первый архитектор эклектики, провозгласивший свободный выбор архитектурных стилей всех времен и народов. Его учеником был крупнейший архитектор периода эклектики – Андрей Иванович Штакеншнейдер.
Наиболее значительные произведения Монферрана широко известны. Это Александровская колонна, или Александрийский столп, и Исаакиевский собор, проектированию и строительству которого архитектор отдал большую часть своей жизни – сорок с лишним лет. Поэтому не случайно автор книги Ирина Александровна Измайлова дала своему роману заглавие «Собор». Но, как узнает читатель из этого увлекательного художественного произведения, Монферран разработал большое количество проектов, многие из которых были осуществлены. Помимо жилых домов в Петербурге и его окрестностях, ему принадлежат постройки грандиозного ансамбля Нижегородской, или Макарьевской, ярмарки, здание Манежа в Москве и многие другие. Не все сохранилось до наших дней, но даже то, что мы можем видеть сегодня, позволяет отнести Монферрана к наиболее выдающимся зодчим не только в русской, но и в мировой архитектуре.