Смысл жизни и смерти человека. По творениям святителя Игнатия Брянчанинова - стр. 2
(1 Сол. 4, 3–8).
Соделывается человек сосудом и жилищем Божиим посредством христианства; устраивается и украшается жилище действием Святого Духа: Вы устрояетесъ, – говорит апостол, – в жилище Божие Духом (Еф. 2, 22).
Вожделенно для человека удовлетворение Божественной цели! Вожделенно для человека достижение достоинства, предоставленного ему Богом! Достоинство это при сотворении человека было даром Божиим; потерянное падением[3], оно по искуплении[4] опять соделалось даром Божиим… .Преклоняю колени мои, – пишет святой Павел к Ефесянам, – пред Отцем Господа нашего Иисуса
Христа… да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши… (Еф. 3, 14, 16–17).
Достоинство даровано и законоположено Богом: отвержение достоинства влечет за собой вечную погибель. Пребудьте во Мне, и Я в вас, – сказал Спаситель всем ученикам Своим, христианам. – Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмъ Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают (Ин. 15, 4–6). …Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23).
Соделались храмами Божества все избранники Божии, как говорит о себе святой апостол Павел: …живет во мне Христос (Гал. 2, 20). Неудовлетворивших Божественному назначению он называет не тем, чем они должны быть. Или вы не знаете самих себя, – говорит он, – что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть (2 Кор. 13, 5).
За неудовлетворение человеком своему назначению апостол возвещает ему вечное бедствие. Разве не знаете, – говорит он, – что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог отступлением от него, преданием собственному состоянию падения, общению с падшими духами и последствию их – погребению навеки в адской огненной бездне. Ибо храм Божий свят, а этот храм – вы (1 Кор. 3, 16–17).
Не только души, но и тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, получив в себя при Таинстве Крещения, и вы не свои. Ибо вы куплены дорогою ценою крови Богочеловека. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии (1 Кор. 6, 19–20). Основываясь на этих свидетельствах Святого Духа, определяем человека так: