Смысл жизни и смерти человека. По творениям святителя Игнатия Брянчанинова - стр. 12
(Ин. 6, 28–29). Живая вера во Христа есть дело, и дело Божие столько обширное, что им вполне совершается спасение. Такая вера выражается всей жизнью, всем существом человека: она объемлет его мысли, его сердечные чувствования, всю деятельность его. Верующий такою верою имеет жизнь вечную (Ин. 6, 47). Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3).
Живая вера – зрение и познание Бога. Живая вера – жизнь, посвященная всецело благочестию и умерщвлению для мира. Живая вера – дар Божий. Испрашивали себе этот великий дар у Господа Его святые апостолы, когда говорили Ему: умножь в нас веру (Лк. 17, 5). Только при посредстве живой веры может человек отречься от мнимых достоинств своего падшего естества, соделаться учеником и последователем Господа разумом и деятельностью, подобающими естеству обновленному.
Духовный чертог, в котором хранится и из которого неоскудно преподается духовное сокровище – истинная вера, – есть единая, святая Православная Церковь. По этой причине необходимо для спасения принадлежать к Православной Церкви: неповинующийся Церкви да будет тебе он как язычник и мытарь (Мф. 18, 17), – сказал Господь.
Святые отцы всех времен постоянно выражали свое отношение к откровенному Божию учению словом: «верую». В современном обществе, которое величает себя, по преимуществу, образованным и христианским, непрестанно раздается выражение сердечного отношения, залога, к Божественному Откровению в словах: «я думаю». Откуда явились эти залоги и слово? Из незнания христианства.
Напрасно некоторые признают грех ума грехом легким, ничтожным! Сколько дух выше тела, столько добродетель, совершаемая духом, возвышеннее добродетели, совершаемой телом; сколько дух выше тела, столько грех, принятый и совершенный духом, тягостнее и пагубнее греха, совершаемого телом. Грех тела – очевиден; грех духа весьма часто мало приметен, иногда совсем неприметен для людей, погруженных в попечения мира. Тем более он страшен! Тем вернее удары его! Тем неисцельнее язвы, им наносимые! Сраженный греховной мыслью светоносный ангел соделался мрачным демоном и, изгнанный из обителей небесных, низвергся в преисподнюю. Он увлек туда множество ангелов и множество человеков, допустивших образу мыслей своих заразиться мнениями ложными. Господь, наименовав падшего ангела отцом лжи, наименовал его и человекоубийцей, как не пребывающего в истине (Ин. 8, 44).
Ложь есть источник и причина вечной смерти; напротив того, истина есть источник и причина спасения, по определению Самого Господа (Ин. 8, 32). Святую истину хранит в лоне своем святая Церковь. Принадлежа ей и повинуясь ей, можно иметь правильный образ мыслей о Боге, о человеке, о добре, о зле, следовательно, и о спасении. Очевидно, что не имея правильного образа мыслей о спасении, невозможно иметь и самого спасения. Начало спасения – истина! Начало спасения – правильная мысль! Залог погибели – отступление от истины мыслью ложной.