“Смотрите, кто пришел!” и другие пьесы - стр. 34
Второй. Очень противно.
Первый. Это временно.
Второй. А говно?
Первый. Не всегда, бывает моча.
Второй. Как унижают!..
Первый. Но и ценят. А вот когда убедимся, что мы не нужны…
Второй. Пойдем со двора, Савельев, да?
Первый. Возможно… А возможно, поработаем над репертуаром. Ты знаешь, мы могли бы петь песни народов СНГ.
Второй (подумав). А почему не ОДКАБ?
Первый. Разумно.
Второй. Скажи, а чем хуже трофейные песни?
Первый. Что ты имеешь в виду?
Второй. Грузинские, украинские.
Первый. Ничем не хуже! Это неплохая идея. Вот видишь, еще немного и уйдем! У нас все впереди!
Второй. Мы будем сами себе хозяева, да, Савельев?
Первый. Да, Петров! А пока надо терпеть. Верь, настанет день! Мы займемся искусством! Знаешь, Лев Толстой, когда попадал в сложную ситуацию, успокаивал себя так. Но ведь это, рассуждал он, могло кончиться еще хуже. Разумно?
Второй. Разумно.
Первый. Далее. Я всегда должен помнить, говорил он, что есть люди, которым хуже, чем мне. Правильно?
Второй (пожимает плечами). Наверное…
Первый. И третье! Это когда-нибудь кончится… Да-да, кончится.
Пауза. Смотрят друг на друга.
Второй. Это когда-нибудь кончится… (Посреди двора, задрав голову к окнам, громогласно.) Это когда-нибудь кончится?..
Первый. Нет, ты не Лев Толстой…
Пауза.
Второй (задрав голову к небу, потрясая руками). Это когда-нибудь кончится?!.
Пауза.
Первый. Это когда-нибудь кончится?!.
Пауза.
Вместе. Это когда-нибудь кончится?!!
Далее звук выключается. Певцы, вздымая руки к небу, продолжают что-то выкрикивать, но их не слышно. Свет меркнет.
Здесь можно закончить спектакль. Но если будет желание, на финал можно сыграть пантомиму.
Они стерпят все, утрутся, умоются, поселятся в подвале – что называется, обустроятся. Костюмы их превратятся в грязные лохмотья. Струны порвутся, инструменты расстроятся. Они простужено захрипят, засипят, но петь будут: под бубен и губную гармонику. Всякую дребедень. То ли золотой дождь, то ли елочная мишура в разноцветных огнях, будет летать и кружиться над ними как символ надежды, как обещание грядущего праздника.
Однажды утром во двор придут другие, слепые певцы – мать и сын. Держась друг за друга, обогнув двор, чисто и свято споют псалом.
Падшие артисты подстроятся к ним. Так, не переставая петь, положив руки друг другу на плечи, они и уйдут вчетвером.
1997, 2016
На пути в Сингапур
Лирико-драматическая история в двух действиях
Действующие лица:
Авель, грузинский князь
Елена, петербургская обывательница
Майя, ее дочь
Глеб Галемба, режиссер
Соня, актриса
Кирьянов, бизнесмен
Кассандра, пенсионерка
Сокольников,